Меню
12+

«Весьегонская жизнь», общественно-политическая газета Весьегонского муниципального округа Тверской области

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 13 от 05.04.2016 г.

Весьегонская пристань

Автор: А. Кондрашов

(Продолжение.
Начало в №№ 9, 10, 11)

Теплоход МО-545, 1981 год

5. Весьегонск – порт пяти морей

В 1947г. уровень водохранилища достиг проектного, что показало невозможность дальнейшей эксплуатации старых пароходов, приспособленных только для речного плавания. Так, при переходе через водохранилище из Рыбинска в Весьегонск в 1948г. пароход «Подарок 1 Мая» попал в сильный шторм и имел повреждение деревянной надстройки. Тем не менее, суда типа «Гаршин» («Голубка»), ещё дореволюционной постройки, продолжали ходить от Весьегонска вверх по Мологе до Устюжны, а весной даже до Пестова. Пароход такого типа являлся уникальным, он имел осадку всего лишь 45 см и не боялся мелководья.

Как уже указывалось выше, весьегонские речники в послевоенные и в начале 50-х годов прошлого века значительно увеличили перевозки грузов и пассажиров. В 1959 году грузооборот Весьегонской пристани составил 182000 тонн. Признанием заслуг работников пристани стало награждение в 1953 году орденом Ленина капитана парохода «Гаршин» И.Ф. Миханова, механика парохода Н.Т. Тимофеева и начальника пристани Н.Н. Маркова.

В 50-е годы происходит дальнейшее развитие речного флота, увеличение грузоперевозок, чему способствовало, конечно же, возникновение в 40-е годы Рыбинского водохранилища (до него развитию судоходства и перевозок на Мологе препятствовали габариты судового хода и его глубины). С конца 50-х до конца 60-х годов произошло, можно сказать, основное обновление речного флота. Сократилось число деревянных судов. Старые суда бывшего Коммерческо-крестьянского и других пароходств были перевезены на малые реки, где они продолжали исправно работать до середины 60-х годов. Увеличилось количество дизельных судов большой мощности. Паровые суда, в основном, были тоже новой постройки. Сократилось число плотосоставов, оставаясь в целом еще значительным, но увеличилось число перевозок в баржах (серийных новых проектов) и самоходных грузовых теплоходах проектов 11, 576, 2188 и др. На пассажирские линии вышли теплоходы проекта 780. Далее вверх по Мологе от Весьегонска до пристани Моденское ходил теплоход проекта 839. Он совершал другие местные рейсы. От Устюжны до Моденского ходил пассажирский катер типа «Калининец». Этих судов в Устюжне было две единицы, и они ходили до Пестова.

Прорабство пути, расположенное на территории Весьегонской пристани, имело два теплохода для обстановочных работ и земкараван малой производительности для работы на Верхней Мологе. Бакенские посты были ликвидированы, обстановку обслуживала местная бригада. Освещение судоходной обстановки сначала перешло на ацетиленовые фонари, а потом на фонари с сухим элементом. В середине 60-х годов деревянные бакены были заменены на металлические буи. Производились регулярные дноуглубительные работы.

70-е годы характеризуются изменением способа грузоперевозок. Транспортировка леса в плотах ликвидируется. Уменьшаются перевозки лесных грузов в баржах. Они осуществлялись грузовыми теплоходами различных проектов. Основными потребителями таких грузов были Весьегонский ДОК-15 (круглый лес на обработку) и ЛПК им. Желябова (круглый лес на обработку и вывоз готовой продукции). Многие жители Весьегонска, наверное, ещё помнят караваны судов на рейде ДОКа, стоявших в ожидании разгрузки.

Также имела место перевозка строительных материалов на судах для различных организаций. Постепенно флот меняется с появлением на водохранилище новых судов на подводных крыльях проекта 342 («Метеор»). Они успешно осваивают перевозки за счет скорости и комфортабельности. В 1971г. «Метеор» стал ходить из Весьегонска до Дубны. Правда, это был дополнительный рейс. На основной линии – Рыбинск-Весьегонск по-прежнему использовался теплоход «ОМ». Вскоре «Метеоры» стали ходить по маршруту Ярославль-Весьегонск, полностью заменив суда проекта 780. С увеличением количества «Метеоров» был открыт ещё один рейс из Ярославля, вследствие чего изменился и маршрут местного движения в Весьегонск – теплоход проекта 839 стал делать утренний рейс вниз до дер. Противье. В самом начале и в самом конце навигации (до начала и после завершения рейсов «Метеора») весьегонский теплоход МО-545 делал ещё один рейс — до Противья во второй половине дня.

Летом 1972 года было организовано движение «Метеоров» по маршруту Калинин-Рыбинск-Весьегонск. Автор этих строк из командировки в областной центр вернулся в родной город на быстроходном и комфортабельном корабле. Хороших впечатлений была масса. По каким-то причинам этот рейс затем отменили.

В 1952 году после пуска канала Волга-Дон Весьегонск стал портом пяти морей. По искусственному Рыбинскому морю, Волге и системе каналов из города водным путем можно было попасть в Белое, Балтийское, Каспийское, Азовские и Чёрное моря. Конечно, это поднимало значимость весьегонской пристани и служило пропагандистским лозунгом в периодической печати и многочисленной краеведческой литературе.

В 80-е годы судоходство на весьегонском участке существенно не изменилось. Правда, за счёт дорожного строительства и увеличения автобусного парка сократились рейсы местного теплохода вверх по Мологе, хотя еще оставался рейс до Моденского. Прямой водной связи с Устюжной уже не было. В целом грузовые перевозки и клиентура оставались неизменными. Самоотверженный труд речников был востребованным и сейчас вызывает уважение.

Всё изменилось в конце 80-х-начале 90-х годов. Вот как об этом пишет В.В. Немцов на страницах краеведческого альманаха «Весьегонск», (выпуск II) в работе «Краткий очерк истории судоходства на Верхней Мологе»: «В конце 1980-х годов со сменой государственной власти произошли большие изменения и во всех хозяйственных структурах. Конечно же, это не обошло стороной и флот. Закрытие большинства предприятий и организаций, изменение форм собственности, резкое повышение цен, повлекло за собой сокращение грузовых и пассажирских перевозок и резкое уменьшение тоннажа, а также интенсивный перевоз оставшихся грузов в другие районы эксплуатации. Водный путь № 64 стал использоваться только до Весьегонска, выше судоходная обстановка не выставлялась. К тому же она стала несветовой. Практически не производится дноуглубление. Резко снизилось и количество грузовых перевозок. Пассажирская линия Ярославль-Весьегонск стала работать с перебоями, а весьегонский теплоход МО-545 совершал всего один рейс до дер. Раменье. Впоследствии пассажирские перевозки были ликвидированы». После сокращения работников и продажи в 2001 году теплохода МО-545 фактически была ликвидирована весьегонская пристань, причал которой находился в аварийном состоянии. Но на этом история не закончилась.

Появились новые владельцы, которые отремонтировали причальные сооружения, благоустроили и украсили побережье Чухарного ручья. Но это уже тема другого рассказа.

Автор использовал исследовательскую работу В.В. Немцова, опубликованную в краеведческом альманахе «Весьегонск», выпуск II, М. 2007г. Большое спасибо В.Д. Малову, последнему директору весьегонской пристани, за предоставленные материалы и фотографии.

А. Кондрашов

Коллектив весьегонской пристани, слева направо: Л. Петрова, З.М. Анисимова, А.Н. Дроздов, С.Ф. Швейкин, Г.В. Малова ( начальник пристани), А.И. Волков, В.Д. Малов, Н.М. Фадеев, А. Рыжов; 1983 год

Теплоход “Метеор-3”, 1974 год

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

767