Судьбы её простое полотно
На страницах нашей газеты мы рассказываем о людях, которые своим трудом заслужили почёт и уважение. Особое место среди них занимают ветераны, на чью долю выпали тяжкие испытания войной.
Сегодня мы познакомим наших читателей с ветераном труда, первоцелинницей, награжденной медалями «За освоение целинных земель», позднее «За доблестный труд», Валентиной Григорьевной Старинчиной. На днях Валентина Григорьевна отметила свой юбилейный день рождения. С 85-летием её тепло поздравила и вручила подарок председатель Весьегонского районного Совета ветеранов Зинаида Федоровна Патрикеева (на снимке).
Валентина Григорьевна Старинчина родилась в 1936 году в деревне Большая Липенка, что на вологодчине. В семье Косыгиных, Григория Тимофеевича и Елены Алексеевны, росло шестеро детей. Родители вели свое хозяйство, работали в колхозе.
Валентине шел пятый год, когда началась Великая Отечественная война. Григория Тимофеевича сразу же призвали в действующую армию, и мама осталась одна с детьми.
Из военного детства Валентина мало что помнит: не всегда были сыты, хлеба не хватало, ели лепешки, испеченные из крапивы, для связки мама добавляла горсточку муки. Но выжили, выстояли. Она помнит, что старшие из детей собирали колоски на полях, убирали картошку, во всем помогали матери. Отец погиб на фронте в 1942-м году. Только спустя десятилетия, семья узнает, что похоронен Григорий Тимофеевич в братской могиле в Воронежской области. Уже в наше время внучатая племянница Валентины Григорьевны нашла захоронение, где покоятся останки прадеда, где среди других имен, установлена табличка с именем и его отца Косыгина Григория Тимофеевича. Кстати, отец был дальним родственником известного в СССР партийного и государственного деятеля — председателя Совета министров СССР Алексея Николаевича Косыгина.
После школы Валентине учиться дальше не было возможности. Надо было самой пробиваться, устраиваться в жизни. Сначала работала в колхозе, потом уехала в Ленинград к сестре. Устроилась на стройку. Однажды ей предложили поехать в Казахстан, осваивать целинные земли. Валентине всё было интересно и, долго не раздумывая, она согласилась. В Северо-Казахстанской области устроилась на работу в совхоз. Молодым всё было по плечу: энергия и задор помогали в труде и на элеваторе, где разгружали зерно, и на стройке, где осваивала профессию штукатура-маляра. Рабочие руки были нарасхват. На целине встретила и свою вторую половинку – Владимира Спиридоновича Старинчина. Расписались, стали жить самостоятельно, своей семье. А в отпуск решили съездить на родину мужа, на Украину. В городе Ровно жили его родители.
- Мама ждала с нетерпением, думала, что приедем насовсем, — вспоминает Валентина Григорьевна, — была уверена, что ждем ребенка, накупила детских вещей…. А когда узнала, что с детьми мы не торопимся, решила сыграть свадьбу с украинским размахом.
Вскоре молодые обосновались на Украине и прожили там 12 лет, оба работали на стройке.
- Своих детей у нас не было, поэтому решили взять ребенка из детского дома,- продолжает разговор моя собеседница. А для этого переехали в Весьегонск (здесь жила сестра), усыновили двухлетнего малыша в одном из детдомов области, обосновались на новом месте, купили дом, обустроили его, вели свое подсобное хозяйство, работали на стройке – в ПМК-503.
- Жили мы хорошо, справно, — продолжает рассказ Валентина Григорьевна. – Олег подрастал, ходил в школу, затем его призвали в армию, отслужил, вернулся домой. У него был талант – хорошо рисовал. Особенно ему удавалось писать иконы, от настоящих не отличить было. Я тогда уже работала в столовой во второй школе. Все бы хорошо, но… нашлись «добрые люди», наговорили Олегу, что он не родной для нас, и сына, как подменили… Как-то в драке его поранили ножом, сделали операцию, он долго болел, но рана все чаще напоминала о себе, а в 36 лет сын умер.
Утешение родители находили в работе. Дом был полная чаша: ухоженный огород, сад, только яблоней разных сортов было 8 деревьев, а также плодовые кустарники. В парниках выращивали огурцы и помидоры, на грядках – зелень и овощи. На подворье всегда держали поросят. Валентина Григорьевна любила делать заготовки на зиму, угощала домашними салатами родных, подруг. Много сил и времени отдавала хозяйка уходу за цветами. Они успокаивали, вселяли надежду, радовали душу.
Год за годом время шло вперед. 11 лет назад Валентина Григорьевна решила продать дом и перебраться в квартиру: спокойнее и заботы меньше. После смерти мужа, ей тяжело стало обслуживать большой дом, ухаживать за садом и огородом.
Сегодня Валентина Григорьевна живет в благоустроенной квартире, за ней ведется уход, социальный работник приносит продукты из магазина и лекарства из аптеки, выполняет другую домашнюю работу.
Она часто вспоминает свою жизнь, счастливые моменты, рассматривая фотографии в альбомах.
Рассказывая о прошлом, она отметила: «Да, наша жизнь была не сахар, многое довелось испытать – войну, голод, послевоенную нищету и разруху, но мы всё пережили потому, что верили в лучшее, верили в новую жизнь, честно и добросовестно трудились. Нынешней молодежи я желаю, чтобы никогда не было войны, чтобы каждый нашел свое место в этой сложной жизни и трудился, создавая основу своей будущей семье. Не боялся трудностей и преодолевал их. Тогда всё получится».
А мы желаем нашей собеседнице здоровья, бодрости духа и долгих лет жизни.
Л. МИТИНА
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.