Меню
12+

«Весьегонская жизнь», общественно-политическая газета Весьегонского муниципального округа Тверской области

19.03.2014 11:29 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 10 от 18.03.2014 г.

Великая война 1914-1918гг.

(Продолжение. Начало в № 9)

VI. 1916 год
На начало 1916 года Россия держала в Европе три фронта: Северный (командующий – печально известный по Маньчжурии генерал от инфантерии А.Н. Куропаткин), Западный (командующий – генерал от инфантерии А.Е. Эверт) и Юго-Западный (командующий – генерал от кавалерии А.А. Брусилов, сменивший неудачно действовавшего в сражении на реке Стрыпе Н.И. Иванова). Главнокомандующие армиями фронтов по своей функциональной готовности были далеко не равными, разным был и их авторитет в армейских рядах. Историк А.А. Кереновский писал по поводу Куропаткина следующее: «Трудно сказать, чем руководствовался император Николай Александрович, призвав на ответственный пост заведомо непригодного деятеля. Во всяком случае, "убитый" под Мукденом Куропаткин скоро доказал, что его не стоило воскрешать».
На всех трех русских фронтах числилось 1732 тысячи штыков и сабель против 1061 (620 – немцы) тысячи у неприятеля. Общий перевес русских в 621 тысячу штыков и сабель был севернее Полесья, против германских войск. Южнее Полесья численно силы сторон были почти равными. Согласованности у союзников по Антанте опять не получалось.
У А.А. Брусилова созрел замысел операции. Австро-венгерская армия усиленно укреплялась на протяжении девяти месяцев. Неприятель был уверен в прочности созданной им позиционной линии. Любопытно признание пленного в первый день Брусиловского наступления офицера 70-й австро-венгерской дивизии, заявившего на допросе: «Наши позиции неприступны, и прорвать их невозможно. И если бы вам это удалось, тогда нам не остается ничего другого, как соорудить грандиозных размеров чугунную доску, водрузить на ее линии наших теперешних позиций и написать: эти позиции были взяты русскими, завещаем вам — никогда и никому с ними не воевать».
Наступательная операция на русском фронте готовилась в строжайшей тайне. На рассвете 22 мая мощная артиллерийская канонада возвестила о начале наступления Юго-Западного фронта (в состав фронта входило 643500 штыков, 71000 сабель, 2200 орудий). Австро-венгерские войска, атакованные по всему фронту, в первые же дни не выдержали такого «разбросанного» удара русских. Парировать его во многих местах они оказались просто несостоятельны.
Писатель С.Н. Сергеев-Ценский в своем романе-эпопее «Преображение России» так описал с большой правдивостью картину начала Брусиловского прорыва:
«… Обделенный тяжелой артиллерией, без которой и нечего было думать о прорыве укреплений, имевших накатники в шесть-семь рядов толстых бревен, присыпанных слоем земли в несколько метров, а еще и бетонных, с рельсами вместо бревен, — Брусилов вынужден был перебрасывать тяжелые мортиры из одного корпуса в другой, которому давалась ударная задача.
И все-таки к началу бомбардировки австро-германцы семидесяти брусиловским тяжелым орудиям могли противопоставить сто шестьдесят, — важно было только то, что внезапность русского огня не дала времени их сосредоточить именно там, где оказалось нужней и важней. Случилось то, на что надеялся Брусилов, открыто ведя саперные работы, как подготовку к наступлению, во многих местах своего фронта.
Для многих австрийских генералов неожиданным оказалось и то, что сила русского огня не только не слабела с часами, напротив – росла. За первыми выстрелами следили с наблюдательных пунктов и, только убедившись, что снаряды ложатся в намеченные цели и производят там, у противника, ожидаемый вред, учащали пальбу.
Расстояние между окопами местами доходило до трехсот, а где даже и до сотни шагов, что позволяло австрийским солдатам во время Пасхи выкрикивать поздравления с праздником.
Теперь поздравляли минами и бомбами из минометов и бомбомётов, причем было миномётов больше у австро-германцев, бомбомётов оказалось больше в русских окопах…».
Наибольший успех был достигнут на направлении действий Брусиловской 8-й армии (командующий — генерал от кавалерии А.М. Каледин, будущий первый «белый» войсковой атаман Донского казачьего войска). На четвертый день был взят город Луцк. Калединская армия в Луцком сражении 23-25 мая взяла в плен 922 офицера, 43628 нижних чинов, 66 орудий, 71 миномёт и бомбомёт, 150 пулеметов. Всего австро-венгры потеряли свыше 82 тысяч человек. Боевые потери русской армии за те же три майских дня составили 33 тысячи убитыми и ранеными.
В ходе Брусиловского наступления противник потерял убитыми и ранеными до 1,5 миллиона человек. Потери русских войск – около 500 тысяч человек.
Говоря об итогах наступательной операции, Брусилов в мемуарах «Мои воспоминания», среди прочего, отмечал: «По сравнению с надеждами, возлагавшимися на этот фронт весной 1916 года, его наступление превзошло все ожидания. Он выполнил данную ему задачу — спасти Италию от разгрома и выхода ее из войны, а кроме того, облегчил положение французов и англичан на их фронте, заставил Румынию стать на нашу сторону и расстроил все планы и предложения австро-германцев на этот год».
Кампания 1916 года не привела ни одну из воюющих сторон к выполнению намеченных стратегических планов.
В декабре 1916 года германское правительство рейхсканцлера Т. Бетмана – Гольвега обратилось к странам Антанты с предложением заключить мирный договор и положить конец Первой Мировой войне. Это был «пробный шар Берлина выпутаться из её объятий».
Попытка Германии начать переговоры с Антантой провалилась. Славу русского оружия составили Галицийская битва и Брусиловский прорыв, бои под Лодзью и в Карпатах, у Сары-Камыша и озера Нарочь, взятие крепостей Перемышль и Эрзерум, бои за Луцк и Варшаву, Ивангород и Ардаган. В тех событиях прославили себя такие полководцы и военачальники, как А.А. Брусилов и Н.Н. Юденич, А.И. Деникин, Л.Г. Корнилов, А.М. Каледин и Ф.А. Келлер, Д.Г. Щербачев и А.М. Зайончковский.
Гражданская война заслонила, поставила в историческое забытие многие действующие лица Первой Мировой войны, особенно те, кто волею судьбы стал участником белого движения, проигравшего и ушедшего в эмиграцию.
VII. Окончание войны
Осенью 1918 года одна за другой под ударами Антанты вышли из войны Болгария, Австро-Венгрия и Османская империя. В самой Германии началась революция. 11 ноября 1918 года в Компьенском лесу было подписано перемирие с Германией.
Первая Мировая война закончилась.
Руководители 27 стран Антанты подводили итоги Первой Мировой войны на Парижской мирной конференции, проходившей в Версале в начале 1919 года. Заседавшие формально хотели строить «вечный мир», решались территориальные вопросы – трех империй: Германской, Австро-Венгерской, Оттоманской (или Турецкой) и примкнувшей к ним Болгарии.
За столом переговоров Российской державы не числилось.

Н. Малышев,
краевед-историк
(Окончание следует...)


Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

100