Меню
12+

«Весьегонская жизнь», общественно-политическая газета Весьегонского муниципального округа Тверской области

03.09.2013 10:55 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 35 от 03.09.2013 г.

Проблемы Рыбинского водохранилища: взгляд "понаехавшего москаля"

Автор: А. Смулов
(Окончание. Начало в № 34) Вместе с тем, многие и многие из имеющихся, еще большее число не поставленных до сегодняшнего дня вопросов, за краткостью времени, на слушаниях не прозвучали, и, тем более, не было найдено решение проблем. Но такая задача и не ставилась. Задачами были:

- информировать широкую общественность о наличии серьезной проблемы федерального уровня и призвать к поиску путей ее разрешения заинтересованных инициативных граждан;

- привлечь к назревшей проблеме внимание руководителей государства, подтолкнуть к ее рассмотрению ответственные министерства, ведомства, администрации и структуры, занятые эксплуатацией водохранилища;

- поставить (найти) как можно большее число острых вопросов, чтобы затем (с холодным умом и чистыми руками) найти на них ответы, по возможности, устраивающие все заинтересованные стороны;

- сформулировать первичный документ (заявление) для фиксирования достигнутых на сегодня результатов и продолжения работы по поиску ответа на вопрос «Что делать?»;

- попытаться начать формулировать направления комплексного компетентного анализа (включая, в частности, его социальную и финансово- экономическую составляющие)  как самих имеющихся проблем, так и возможных подходов к их решению;

- на маленький «шажок» продвинуться к нахождению оптимального решения острых и назревших проблем, угрожающих благополучию, возможно, и самой жизни значительного числа россиян.

Итак, что же делать? Или взгляд «понаехавшего москаля», если хотите, «совет постороннего».

Если вспомнить слова апостола Павла: «... едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию» (IKop. 10:31), то начать сегодня, безусловно,  надо с восстановления православных святынь, за которыми пойдет народ и возрождение хозяйства, как это было исстари, еще в XV в. при монастырской колонизации русских земель. Видимо, пришло время повториться случившемуся без малого 500 лет назад, по Божией благодати, русскому расселению — ныне «из городов в села».

На сегодня прозвучали предложения «слить» Рыбинское водохранилище частично (на те самые 4 метра) или даже полностью. И на эмоциональном плане эти предложения кажутся вполне приемлемыми. Однако  при проведении второго такого масштабного эксперимента над природой и людьми следует, наряду с Божиим Промыслом, опереться на данные точного и всестороннего научно-обоснованного анализа возможных его последствий, перспектив развития осушаемых территорий.

Если принять за основу предложение об уменьшении уровня водохранилища на некоторую величину, то, как первый этап подготовки решения проблемы воссоздания святынь и заселения освобождаемых от воды территорий, можно рассмотреть, в частности, следующие шаги.

1. Проведение полной инвентаризации (наименование, географические координаты, особенности современного местоположения, принадлежность как объекта собственности, состояние, историческая справка и др.) православных святынь и культурно-исторических ценностей региона, затрагиваемого Рыбинским водохранилищем.

2. Создание карты-атласа, применительно к следующим особенностям положения объектов относительно нормального подпорного уровня:

- полностью затопленные на значительной глубине,

- полностью затопленные на мелководье,

- частично    затопленные    или    находящиеся    на    подтопляемых территориях,

- находящиеся в 20-километровой прибрежной полосе — зоне активного климатического и экономико-хозяйственного влияния водоема.

3. Проведение комплексной оценки перспектив жизни и развития населенных пунктов, находящихся сегодня на берегу Рыбинского водохранилища при различных вариантах развития событий.

4. Определение приоритетов возрождения святынь и территорий:

- объекты и территории внеприоритетные, архиважные для духовного развития страны и/или региона:

- прочие объекты и местности, возрождаемые по принципу приоритета «от прибрежной полосы к урезу воды и далее от берега к доступным глубинам или вновь осушаемым территориям».

5. Создание изогипсо-изобатной карты потенциально подтапливаемых и осушаемых территорий.

6. Наложение изогипсо-изобатной карты на карту-атлас святынь с целью дополнительного определения возможных (доступных) действий по степени сложности их реализации, выявления гидрологического, ветрового и иного влияния водоема на территории, освобождаемые от воды, включая очерчивание новых конфигураций зон подтопления.

7. Проведение анализа степени сохранности (состояния) и определение критических сроков освоения (консервации) объектов при их вскрытии из-под поверхности воды.

8. Выявление  альтернативных полному осушению  методов открытия из-под воды святынь и культурно-исторических памятников, как то:

- устроение дамб, островов-городков;

- возведение кессонов и иных гидросооружений;

- создание водоотводных систем;

- прочих доступных в данный момент технико-технологических подходов.

9. Определение режимов доступа к святыням и памятникам:

- постоянный свободный доступ, при воссоздании в рамках возрождаемого села или населенного пункта городского типа;

- временный (сезонный) доступ к святыне, в зависимости от водно-климатического режима и иных факторов;

- кратковременный доступ для паломничества и богомолья (при реконструкции или временном осушении территории);

- временный (сезонный) или кратковременный доступ к водной поверхности над святыней;

- отсутствие доступа и/или консервация святыни на время, необходимое для определения порядка дальнейших действий.

10. Разработка проектных, технико-технолого-архитектурных мер (проектов, решений) и этапов (сроков) восстановления конкретных святынь и культурно-исторических объектов с учетом специфики их современного состояния.

11. Определение возможных последствий осушения и освоения территорий с позиций эколого-социальной, территориально-демографической, экономико-хозяйственной, производственно-сельскохозяйственной систем и иных требующих анализа аспектов.

12. Определение этапов возможного заселения и освоения осушаемых территорий, источников финансирования и мер стимулирования процессов переселения населения и хозяйственного использования возрождаемых земель.

13. Проведение сопряжения (согласования) этапов и мероприятий разрабатываемых планов с утвержденными генеральными и перспективными планами развития городов и территорий (регионов).

14. Установление (согласование) степени и форм участия государства в решении обозначенного круга проблем на федеральном, субфедеральном и местных уровнях.

15.    Выявление и анализ потребных объемов денежных средств, возможных и приемлемых их источников, сроков финансирования производимых восстановительных работ, включая бюджеты всех уровней, средства Русской Православной Церкви, пожертвования организаций и граждан, денежные ресурсы, привлекаемые на платной возвратной основе.

16. Определение необходимых и достаточных мер законодательно-нормативного обеспечения проводимого комплекса мероприятий федерального значения и обеспечение его квалифицированной юридической поддержки.

17. Определение возможности и порядка использования ресурсов, открываемых при осушении, включая илистые и иные донные отложения, для решения проблем строительства и хозяйствования на высвобождаемых от воды и смежных с ними территориях.

18. Создание системы эффективного общественно-государственного контроля реализации принятых решений и расходования выделяемых средств.

Предлагаемый автором план не претендует на полноту и должен естественным образом развиваться, уточняться, дополняться, детализироваться и корректироваться. Вместе с тем, его можно принять за основу действий по решению назревшей проблемы восстановления православных духовных святынь, памятников культурно-исторического наследия и нового подъема исконно русских территорий с опорой на монастыри и храмы возрождаемых сел и малых городов.

Конечно, можно оставить «все как есть». Оставить нынешнее состояние водохранилища и его инженерных сооружений  как вечный памятник невежественному отношению к природе и человеку, как память безразличия к святыням и человеческим судьбам.

Чего бояться: под положенный гидростроителями камень вода не течет, но все же помним и другое: вода камень точит. Может проточить вода и творение рук человеческих! И тогда встанет другой извечный русский вопрос: «Кто виноват?» И виновные будут назначены...

Видящий да увидит, слышащий да услышит!

А. Смулов, 

преподаватель  Православного  Свято-Троицкого гуманитарного университета

г. Москва

 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

69