Меню
12+

«Весьегонская жизнь», общественно-политическая газета Весьегонского муниципального округа Тверской области

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 10 от 10.03.2020 г.

Встречи со Сталиным

В ноябре текущего года исполнится 120 лет со дня рождения Павла Фёдоровича Жигарева (1900-1963), советского военачальника, Главного маршала авиации (1955), начальника Военной академии противовоздушной обороны в Калинине (Тверь) (1959-1963).

Родился в д. Бриково Чамеровской волости Весьегонского уезда.

На страницах нашей газеты неоднократно печатались публикации и фотографии о жизнедеятельности П.Ф. Жигарева. Сотрудники редакции принимали участие в установке мемориальной доски на доме, где родился знаменитый земляк, и других мероприятиях, связанных с увековечиванием его памяти. Сегодня мы расскажем о встречах П.Ф. Жигарева с руководителем Советского государства И.В. Сталиным. 

В сентябре 1938 года комдив П.Ф. Жигарев возвратился в Москву из Китая. Родина высоко оценила его ратные заслуги, наградив орденом Красного Знамени. Здесь его ждало новое назначение — начальником управления боевой подготовки ВВС Красной Армии. Однако вскоре Жигарев был переведен на должность командующего ВВС второй отдельной Краснознаменной Дальневосточной армии. С Дальнего Востока он возвратился в Ставку за несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны.

1 марта 1941г. с 20.15 по 23.00 состоялась первая встреча нашего земляка с И.В. Сталиным, следующая — 17 марта с 17.15 по 23.10 (почти 5 часов). 9 апреля — новая встреча, а с 12 апреля генерал-лейтенант П.Ф. Жигарев назначен исполняющим обязанности командующего ВВС. В должности командующего ВВС он был утвержден 24 мая 1941 года.

В марте-апреле 1941 года генерал-лейтенант П.Ф. Жигарев участвует в проверке ВВС Западного военного округа. 28 апреля состоялась двухчасовая беседа П.Ф. Жигарева с И.В. Сталиным, а 30 апреля — обсуждение записки Народного Комиссариата обороны по боевой готовности западных приграничных военных округов. Выводы, сделанные П.Ф. Жигаревым, были безрадостные: «Низкая боевая готовность, плохое содержание вооружения, недостаточный уровень лётной подготовки».

Что нужно было сделать, чтобы поднять боеготовность ВВС? Прежде всего, обеспечить их достаточным количеством аэродромов. Последних катастрофически не хватало. На каждом аэродроме, как правило, располагались два-три полка. Проводить учебные полёты в таких условиях было очень трудно. Кроме того, значительная часть аэродромов, особенно армейской авиации, располагалась так близко к государственной границе, что была уязвима не только для авиации, но и для артиллерии противника. Позже это обстоятельство сыграло роковую роль в судьбе наших военно-воздушных сил. Авиация Западного ОВО только в первый день войны потеряла 738 боевых самолётов. В строю осталось 125 машин — 14 процентов от состава на утро 22 июня 1941 года.

Наиболее серьезные, принципиальные вопросы строительства военной авиации и организации ее действий на фронте решались обычно на заседании Государственного Комитета под председательством Сталина. На них часто заслушивались доклады генерала П.Ф. Жигарева. Он тщательно готовился к каждому выступлению, изучал все детали рассматриваемого вопроса, подкрепляя расчетами свои предложения.

Доложенные им соображения о необходимости создания мобильных авиационных резервов были одобрены и практически осуществлены путем создания резервных авиационных групп (РАГ), а несколько позже и маневренно-авиационных групп (МАГ). Решения и предложения, расчёты штаба ВВС легли в основу решения ГКО об использовании на фронте устаревшей материальной части. Много пришлось заниматься Павлу Фёдоровичу вопроса- ми работы авиационной промышленности, особенно в восточных районах страны. В течение года (с весны 1941 по весну 1942г.) П.Ф. Жигарев 70 (!!!) раз встречался с И.В. Сталиным (для сравне- ния: Г.К. Жуков — 67).

Весной 1942 года генерал-полковник П.Ф. Жигарев получил новое назначение — на Дальний Восток, где обстановка в то время была напряженной. У наших границ сосредоточилась миллионная Квантунская армия, включавшая в свой состав крупные силы авиации. Но это уже тема для нового рассказа.

А. КОНДРАШ0В

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

4