Меню
12+

«Весьегонская жизнь», общественно-политическая газета Весьегонского муниципального округа Тверской области

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 14 от 14.04.2023 г.

«Просим вас помочь нам в привлечении симпатии Рахманинова к нашей стране»

Автор: Николай Степанович Зелов

Сергей Васильевич Рахманинов, русский композитор, пианист и дирижер, восторженно приветствовал Февральскую революцию, свержение самодержавия в России.

Октябрьскую революцию, как писал в статье о нем музыковед, доктор искусствоведения, профессор Ю.М. Келдыш, не понял, в декабре 1917 года уехал за границу. После успешных выступлений в Копенгагене, Осло, Стокгольме переехал в Нью-Йорк. В первые годы жизни в США композитор посвятил почти полностью концертной деятельности. В интервью корреспонденту одного из музыкальных журналов США Сергей Васильевич говорил: «Уехав из России, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишен музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается иных утешений кроме безмолвия нетревожимых воспоминаний». Только в 1926 г. он завершил 4-й концерт для фортепиано с оркестром, начатый еще в Москве. Одновременно композитор написал «Три русские песни» для хора и оркестра».

Радостными для Сергея Васильевича были встречи с другом — Федором Шаляпиным, артистами Московского Художественного театра, приезжавшими в 1921г. на гастроли в США. В сочинениях, созданных в 1930-ые годы («Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром, Третья симфония, «Симфонические танцы», — отмечал в статье о композиторе Ю.М. Келдыш («Музыкальная энциклопедия», том 4), — тема Родины переплетается с мотивом трагического одиночества художника, оторванного от родной почвы». (...) Живя за границей, он считал себя русским художником, следил за новинками русской литературы». Сергей Васильевич общался с небольшим кругом близких его семье людей. И среди них — выпускник Московской консерватории, пианист В.В. Верхоланцев, сын Анны Николаевны Басниной-Верхоланцевой, жившей и скончавшейся в Весьегонске. Василий Васильевич — один из самых близких друзей Сергея Васильевича — в 1930г. навсегда уехал из Москвы за границу.

Патриотизм С.В. Рахманинова проявился во время Второй мировой войны. Сбор от концерта, состоявшегося 7 ноября 1942 года, в Фонд помощи Советской Армии. Передавая денежный сбор от концерта, значительную сумму, Сергей Васильевич писал: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». В трудные для Советского Союза годы наша страна проявила внимание к композитору и его семье. Об этом свидетельствуют документы Государственного архива Российской Федерации.

ГА РФ в фонде Всесоюзного общества культурных связей с за границей хранит переписку Председателя ВОКС, искусствоведа В.С. Кеменова, его первого заместителя, литературоведа, театроведа А.В. Караганова, начинавшего литературную деятельность в весьегонской газете в начале 1930-ых гг., руководителей отделов ВОКС с Наркоматом иностранных дел, Посольством СССР в США по вопросу сохранения рукописей, переписки, фотографий, личных вещей Сергея Васильевича, передачи их в Центральный музыкальный музей в Москве. В фонде — письма Уполномоченного ВОКС, второго секретаря Посольства СССР в США В.И. Базыкина, встречавшегося с Сергеем Васильевичем, его женой Натальей Александровной, зав. англо — американским отделом ВОКС Кисловой. «Вам, очевидно, известно, какое огромное положение в музыкальном мире занимает Рахманинов. Его авторитет как композитора и как пианиста очень велик,- писал Владимир Иванович в октябре 1941 г. — Огромное впечатление произвели на композитора журналы «Советская музыка», в котором были статьи о постановке его оперы «Франческа да Римини и о концерте Я. Флиера, исполнившего его фортепианный концерт. (...) Семья Рахманинова дружественно настроена к СССР. (...) Учитывая все это, мы очень просим Вас помочь нам в привлечении симпатий Рахманинова к нашей стране». Просьба не осталась без внимания. Сергею Васильевичу ВОКС прислал с дипломатической почтой письма К.Н. Игумнова, А.Б. Гольденвейзера, других профессоров Московской консерватории, директора Центрального музыкального музея Е.Н. Алексеевой с просьбой прислать рукописи, пластинки с записями выступлений, фотографии разных периодов жизни, программы, афиши выступлений... «Согласно Вашему обещанию «содействовать», обращаюсь к Вам со следующей просьбой В пересланном Вами мне письме от Центрального музея имени Н. Рубинштейна на мое имя, ко мне обращена просьба прислать граммофонные пластинки моих вещей в моем исполнении, а также в исполнении других, — писал Рахманинов Базыкину 19 января 1943 г. — Исполнить такую просьбу в полном размере мне не по средствам. Но все же кое что послать хочу. Наметил к отправке пять граммофонных альбомов: мои три концерта, наигранные мною с Филадельфийским оркестром, мою рапсодию для фортепиано и оркестра, а также «Карнавал» Шумана, наигранный мною. Теперь вопрос, если я все эти рекорды и письмо директору Музея адресую Вам, возьметесь ли Вы переправить их по назначению? В случае Вашего утвердительного ответа, немедленно вышлю всё выше перечисленное». Одна- ко выполнить просьбу музея композитору не удалось. Обострилась болезнь — рак легкого и печени, и он скончал- ся 28 марта 1943г.

«Нас весьма беспокоит вопрос о му-зыкальном наследии Рахманинова, — писал зав. музыкальным отделом ВОКС Г.М. Шнеерсон В.И. Базыкину. — Было бы очень печально, если все эти драгоценные для истории русской музыки материалы ушли навсегда от нас. Нельзя ли поставить вопрос перед вдовой композитора о передаче его архива и музыкального наследия (рукописи, изданные ноты, книги и пр.) в Центральный музей музыкальной культуры в Москве? Это горячее желание всех сотрудников, музыкантов, всех старых товарищей покойного». Владимир Иванович встречается не один раз с С.А. Сатиной, Н.А. Рахманиновой, которая, как и сама Софья Александровна, считала, что по-настоящему увековечить память Рахманинова можно только в России. «С их стороны мы имеем полную поддержку в осуществлении этого дела, — отвечал В.И. Базыкин 20 июня 1943г. Г.М. Шнеерсону. — Манускрипты, фотографии и письма будут постепенно передаваться нам... В течение двух — трех месяцев мы перешлем все фотографии Рахманинова, а также записи Сатиной о Сергее Васильевиче». 8 мая 1944 г. Н.А. Рахманинова передала Посольству СССР в США личные вещи Сергея Васильевича, его фотографии, биографические документы для отправки в Москву, 30 мая они были получены музеем.

Осенью 1945г. состоялась научная конференция, посвященная С.В. Рахманинову, 15 октября открылась выставка, на которой были представлены вещи Сергея Васильевича, фотографии в домашней обстановке, во время концертных выступлений со знаменитыми дирижерами Л. Стоковским, Ю. Орманди, письма выдающихся советских композиторов великому русскому композитору и пианисту.

Н. ЗЕЛОВ

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

4