Меню
12+

«Весьегонская жизнь», общественно-политическая газета Весьегонского муниципального округа Тверской области

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Первые туристы Весьегонска

Воспоминания Всеволода Коровкина.

Лето 1953 года. Закончились переводные экзамены в старших классах средней школы, наступили летние каникулы. Чем заняться ребятам? Неожиданно появилась информация, что для школьников организуется водный поход по реке Мологе от Пестово до Весьегонска. Организатором похода была Нина Николаевна Чербова, работавшая в какой-то районной структуре. Формировалась группа из 12 ребят, 6 мальчиков и 6 девочек. Я сразу решил участвовать в этом походе, так как и раньше в каникулы много времени проводил на реке, умел плавать, грести на весельной лодке, теперь появлялась возможность познать большой участок нашей реки да еще на неведомой до сих пор байдарке. Вскоре откликнулись и решили участвовать в плавании знакомые друг другу ребята, так как все учились в одной, тогда единственной в городе школе, хотя жили в разных концах города, но каким-то образом сумели самоорганизоваться: девятиклассники Васильев Виктор, Гурьева Александра, Коровкин Всеволод, Поморин Николай, восьмиклассники Вахонев Геннадий, Гурина Инна, Дитина Галина, Пашников Александр, Сентюрина Нина, Хрусталева Маргарита, Шадрин Николай и семиклассница Ракова Нина. Сейчас трудно представить, как мы были экипированы для многодневного путешествия, но, конечно, не было ни будущих кед, ни кроссовок, ни спортивной одежды и белья, ни рюкзаков. Но не было и наших личных денежных взносов на осуществление похода.

Из Весьегонска группа выехала на поезде. На станции Овинище пересадка на другой поезд и вот Пестово — город Новгородской области. Здесь протекает Молога, по ней нам предстоит спуск до Весьегонска. Встретил нас руководитель похода, инструктор Московского клуба туристов Матус Иосифович Крайман. Получили его багаж — несколько упаковок деталей байдарок и палаток. На берегу Мологи начался первый этап плавания — сборка байдарок. Процесс сборки байдарки нам продемонстрировал Матус Иосифович, а далее началась самостоятельная работа экипажей под его наблюдением и с его подсказками.

Наша "флотилия" состояла из 6-ти двухместных и одной одноместной байдарок. Экипаж двухместной — девочка и мальчик, который был на заднем сидении и управлял лодкой. Инструктор находился в двухместной, а на одноместную назначил самого крепкого — Колю Шадрина. Со мной в лодке была Рита Хрусталева. Собрать байдарку на берегу это еще полдела. Надо спустить ее на воду, разместить в ней свое имущество, сесть в узкое пространство вертлявого суденышка, а, главное, научиться грести и управлять лодкой. Все осваивалось постепенно в процессе движения, плавания по реке.

На нашем маршруте Молога оказалась спокойной, со слабым течением рекой. Каких-либо препятствий — перекатов, валунов, завалов не встречалось. Только в одном месте проходили через запань, но там дежурил сплавщик, который и руководил движением (см. фото). Конечно, сначала очень уставали, ныли руки, ведь весла все время надо держать в руках, т.к. на байдарке нет уключин, и грести, грести... По берегам то леса, то луга, редко видны были деревни.

Ночёвки организовывались на берегу, спали в палатках-серебрянках. Это также совершено новое для нас-провинциалов жилое "помещение". Опять под руководством инструктора учились ставить палатки, растягивать крышу, не допуская складок, а перед сном влезать в палатку, не напускав в нее комаров. Пищу готовили на костре, в больших ведрах (см.фото).

На ночь назначались дежурные. Утром обязательно зарядка. Постепенно весь распорядок похода стал привычным.

Большая остановка была организована в Устюжне, около многопролетного деревянного моста. Состоялась интересная экскурсия в музей. Перед походом я готовил краткую справку о городе, а теперь увидел этот очень зеленый в сравнении с тогдашним Весьегонском город.

Во время следующей остановки была экскурсия на верфь деревянных барж. кажется, одну из немногих подобных тогда в стране.

Впереди был участок Мологи, который входил в Тихвинскую водную систему. Хотя сквозного движения даже малых плавсредств от Волги до Ладоги уже не было, здесь на Мологе оно продолжалось. Поддерживалась в рабочем состоянии необходимая обстановка: бакена с керосиновыми фонарями, вешки, на берегах створные знаки. Правда, уже не ходил, шлепая по воде деревянными плицами, колесный пароход «Гаршин», но в Рыбинск регулярно ходил винтовой пароход «Лермонтов». Мы уже предвкушали удовольствие от встречи с весьегонцами, которые могли оказаться свидетелями прибытия нашей экспедиции на байдарках. Были бы их вопросы и наши восторженные ответы о путешествии по Мологе.

Но финиш нашего похода состоялся раньше, в Харламовском, селе на левом берегу Мологи. Наш руководитель не решился идти в Весьегонск через широкое водохранилище, каким стала в этом месте Молога, где бывают высокие волны, опасные для легких суденышек. Теперь мы осваивали разборку байдарок, сушку оболочек, упаковку в специальные мешки.

В заключение Матус Иосифович подвел итоги похода, целью которого был здоровый отдых, познание родного края, жизнь в коллективе. Он дал оценку нашего поведения, приобретенных знаний и навыков и, главное, дал краткую характеристику каждому участнику похода. Посоветовал всячески развивать любознательность, приучаться к организованности, правильно распределять свои силы, закалять свою волю, вести дневники.

Затем Матус Иосифович попросил каждого из нас кратко изложить свое мнение о походе. Все написали небольшие записки, в которых повторялось, что поход очень понравился, освоили байдарки, научились жить на природе, окрепли физически, расширили знания о своем лесном крае, о жителях окрестных мест. Кстати, еще до отплытия из Пестово состоялись экскурсии на местные лесозавод и льнозавод, поэтому многие ребята написали, что было очень интересно увидеть столь крупные механизированные производства. Записки участников хранятся в моем домашнем "архиве".

В Харламовском мы погрузились в катер — большую лодку и вскоре прибыли в Весьегонск. Погрузили багаж и проводили Матуса Иосифовича в Москву. Я вел дневник похода и сдал его Н.Н.Чербовой. Она собиралась послать дневник в журнал «Пионер». Публикации я не видел.

Осенью 1953 года на школьном собрании участникам похода были вручены полученные из Московского клуба туристов удостоверения "Турист СССР"- так мы 12 человек официально стали туристами, первыми в Весьегонске.

P.S. Летом 1953года состоялась ещё экскурсия на теплоходе в Рыбинск (тогда Щербаков). В памяти остались посещения спичечной фабрики «Маяк» и завода полиграфических машин.

А с 13 по 21 августа 1953 весьегонцы участвовали во Всесоюзной конференции туристов-школьников, проходившей в Москве. В составе группы были «байдарочники» В.Васильев, И.Гурина, А.Гурьева, В.Коровкин, а также учительницы сельских школ и трое младших школьников, один из которых воспитанник детдома. Возглавляла группу Н.Н.Чербова (есть фото). На конференции был представлен наш отчёт-альбом.

В. Коровкин, сентябрь 2022 г

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

43