Меню
12+

«Весьегонская жизнь», общественно-политическая газета Весьегонского муниципального округа Тверской области

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 10 от 17.03.2022 г.

На страже рубежей Родины

19 марта в стране отмечается праздник – День моряка-подводника, посвященный тем, кто служит на подводных лодках, кто посвятил свою жизнь морю и защите рубежей Родины на морских просторах.

По традиции в этот день происходит награждение, поощрение и вынесение командованием ВМФ благодарностей наиболее отличившимся экипажам, командирам и матросам. Проходят встречи с ветеранами-подводниками. Дата 19 марта была выбрана в связи с событием, произошедшем в этот день в далеком 1906 году, когда по указу императора Российской империи Николая II в классификацию судов военного флота включили новый класс боевых кораблей – подводные лодки, а в состав Российского флота – 20 подводных лодок «Форель», а также построенные к тому времени субмарины типов «Касатка», «Сом» и «Осетр».

В целом, значение подводного флота сложно переоценить. Сегодня подводные лодки составляют основу боевой мощи Российского флота, а подводные ракетные крейсеры стратегического назначения, входящие в состав морских стратегических ядерных сил, являются важнейшей составляющей стратегической безопасности России. Моряки-подводники участвовали во всех войнах прошлого века, внесли огромный вклад в победу в Великой Отечественной войне, сыграли важнейшую роль в обеспечении безопасности нашей Родины в годы «холодной войны».

В преддверии этого дня мы встретились с ветераном подводного флота – капитаном первого ранга Николаем Анатольевичем Объезжевым, который рассказал о нелегкой, опасной, но чрезвычайно важной для защиты безопасности страны службе моряка-подводника:

- В мирное время венцом боевой подготовки экипажей подводных лодок (ПЛ) являются ракетно-торпедные стрельбы, а в военное время удачные пуски ракет по противнику. И в мирное время подводники находятся на боевой службе, которая проходит или в одиничном или совместном с другими подводными лодками плавании. Подводная лодка, находясь на боевом дежурстве, всегда готова принять сигнал и применить оружие по заранее назначенной цели. Такая напряженная боевая служба на атомной подводной лодке чем-то напоминает работу космонавтов на орбитальной станции. И там и здесь экипажи находятся в замкнутом пространстве. А вот по сложности служба на ПЛ превосходит космическую, что и заметил первый космонавт Юрий Гагарин. Побывав на атомной подводной лодке, он заметил: «Подводные корабли посложнее космических!».

Что касается экипажа ПЛ, то он и наиболее слаженный, и одновременно наиболее демократичный в воинских коллективах.

В настоящее время практически закончен переход к укомплектованию подводных лодок на контрактную профессиональную основу. Невозможно при столь сложной технике, имеющейся на ПЛ, научить матроса в течение одного года срочной службы правильно с ней обращаться. Это могут делать только профессио-налы. На ПЛ проводится специальная подготовка – это тушение пожара, заделывание пробоин. Служба моряка-подводника действительно постоянно сопряжена с опасностью. Не случайно, как говорили древние, «люди делятся на живых, мёртвых и на тех, кто в море». За 50 мирных лет в советско-российском флоте погибли тринадцать подводных лодок. Шесть из них — вместе с экипажами или частью личного состава.

Первая советская атомная потеря произошла 12 апреля 1970 года в Атлантическом океане. После пожара, вызванного воспламенением средств регенерации воздуха, затонула атомная подводная лодка К-8. Правда, большую часть экипажа тогда удалось спасти. В 1986 году произошла гибель в Саргассовом море советского атомного подводно- го крейсера К-219. 7 апреля 1989 года на дно Норвежского моря ушел не остывший после адского пожара третий советский атомоход «Комсомолец» (К-278). При первых попытках восстановления российского флота погиб в Баренцевом море атомный подводный ракетоносец «Курск». Ещё в XIX веке командиром фрегата «Диана» Василием Головниным было сказано: «Ежели мореходец, находясь на службе, претерпевает кораблекрушение и погибает, то он умирает за Отечество, обороняясь против стихий, и имеет полное право наравне с убиенными воинами на соболезнование и почтение его памяти от соотчичей». Вечная память морякам-подводникам, погибшим при исполнении своего воинского долга!

Конечно, были великие достижения, составляющие гордость нашего флота. Так, первый в мире старт баллистической ракеты с подводной лодки осуществлён 16 сентября 1955 года с борта Б-67 (командир капитан первого ранга Фёдор Козлов). Позднее, в 1960 году, в Белом море с той же Б-67 (командир капитан первого ранга Вадим Коробов) был выполнен первый в мире подводный старт баллистической ракеты. Первый выход в Атлантику (после 1917 года) совершила в 1957 году подводная лодка Б-77 под командованием капитана третьего ранга Аркадия Михайловского. Это был поход на полную автономность.

В 1958 году дизельная подводная лодка Б-82 под командованием капитана второго ранга Геннадия Швецова (второй командир Иван Гуляев) впервые в мире прошла из Арктики в Антарктиду. В сентябре 1978 года К-212 и К-325 под командованием контр-адмирала Рудольфа Голосова совершила первый в истории подводного плавания групповой транс- арктический переход подо льдом на Тихий океан.

Этот список можно продолжать ещё очень долго. Даже в самые тяжелые времена 90-х г.г. флот исполнял свой долг. Пусть редко, но подводные лодки все же уходили в море, погружаясь под лёд, выполняли поставленные боевые задачи.

В завершение хочу привести слова русского военного публициста Антона Керсновского, сказанные им в первой половине прошлого века: «Флот — показатель здоровья государственного организма, показатель государственного ума правителей и мерило великодержавности».

В преддверии нашего профессионального праздника желаю морякам-подводникам крепкого флотского здоровья, личного счастья и благополучия, бодрости и оптимизма, успехов в ратном труде, сохранении и преумножении героических традиций российского флота!

На снимке (справа):

капитан первого ранга

Н.А. Объезжев

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

7