Меню
12+

«Весьегонская жизнь», общественно-политическая газета Весьегонского муниципального округа Тверской области

18.03.2015 10:51 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 11 от 17.03.2015 г.

Первые шаги

Автор: П. Петрова

В 2015 году Детская школа искусств отметит большой юбилей – 50 лет со дня образования. Мы  предлагаем статью первого директора Прасковьи Петровны Петровой   о первых шагах образовательного учреждения.

Сегодня, даже трудно представить, что когда-то в Весьегонске не было Детской школы искусств. Сейчас это неотъемлемая часть культурной жизни города. 50 лет назад, в августе 1965 года, трое выпускников Калининского музыкального училища — баянист Э.М. Разуваев, пианистка Т.Г. Фрейзон и дирижер-хоровик П.П. Петрова, приехали в город, о существовании которого раньше не слушали. К нашему приезду отдел культуры даже приобрел для школы одно пианино, а вот конкретного помещения, где она разместилась бы, не было. Тем не менее, был объявлен набор учащихся в классы баяна и фортепиано, и в старом Доме культуры два дня проводились приемные экзамены. Было прослушано более ста детей. Так, на ровном месте, с чистого листа начала делать свои первые шаги детская, тогда еще музыкальная школа. Подробно о работе школы первой четверти века с момента открытия я написала в третьем выпуске краеведческого альманаха «Весьегонск» («История Весьегонской ДШИ»). Кому будет интересно, могут найти и прочесть. Сегодня я остановлюсь на самом важном, что входило в задачи школы и без чего она не смогла бы успешно развиваться и не стала бы столь популярной в городе.
Главное – собственные кадры. Эта задача решалась с самых первых лет. Первая наша выпускница Алла Омеличева стала студенткой Калининского музыкального училища после трёх классов музыкальной школы. После шести лет обучения на фортепиано, вместо семи, Николай Никушин поступил на теоретическое отделение; потом Владимир Ершов и Евгений Романов – в класс гитары; Татьяна Богданова (Байлова) – на дирижерско-хоровое отделение; Елена Илюхина (Бодунова) — в класс аккордеона; Любовь Парамонова – на фортепианное отделение Череповецкого музыкального училища. Все они вернулись в родную школу и продолжили цепочку ученик-студент-педагог, ориентируя уже своих учеников на продолжение музыкальной «династии». Так наладилась преемственность поколений: Разуваев – Илюхина — Чернонебова (Н.В. Веселова); у пианистов – Томшинская, Парамонова, — Турбанова. К великому сожалению, последняя цепочка прервалась, ученица Е.В. Турбановой после окончания училища в Весьегонск не вернулась.
В конце семидесятых городов мы, в основном, преодолели текучесть кадров. В школе было два баяниста, два пианиста, аккордеонист. Один за другим стали открываться новые классы и началась неимоверное везение. Пришла на работу в ДШИ А.М. Феклистова и произвела целую революцию, сразу создав из имеющихся учеников оркестр русских народных инструментов, привлекая в него всех желающих: баянистов, пианистов, аккордеонистов. После первого же выступления оркестра прошел набор учащихся в первый класс на домру и балалайку. С этого и началось победное шествие Весьегонской ДШИ. Особенно, когда «сроднились» звучанием балалайка с гитарой (В.Ершов).
«Школа « Алевтины Михайловны была признана лучшей в области, методический кабинет выпустил буклет о её работе, который был разослан во все школы как пример, достойный подражания. Перед уходом на заслуженный отдых А.М. Феклистова передала свое детище бывшей своей ученице Т.А. Долговой (Смирновой).
Почти одновременной открылись класс скрипки и художественное отделение. Первыми учителями были Е.А. Аксенова и Н.Е. Попова (Горшенина). Обе талантливые, смелые, активные, любящие свою профессию, без претензий на бытовые условия. Они внесли очень весомый вклад в развитие школы, которая с тех пор получила статус Детской школы искусств. Но жизнь вносит свои коррективы. Они уехали из Весьегонска. Замена Аксёновой, по счастливой случайности, нашлась. А художественное пока не возродилось. Тем не менее, к моменту моего ухода не пенсию педагогический коллектив был стабильным. Сейчас это уже метры, стаж самых молодых педагогов — не менее 20 лет.
Вторая задача – стараться как можно больше приобщать детей к музыке, к искусству в целом, не ограничиваться только учебной программой. Ведь программа предусматривает дать детям начальное музыкальное образование, дальше пойдут единицы, самые способные. Остальное большинство ограничится только тем, что получит на уроках, а хотелось дать им возможность расширить музыкальный кругозор. Теперь могу признаться, что мы шли на некоторые нарушения учебного плана, обязывая всех учащихся петь в хоре, «народников» — играть в двух оркестрах (баянном и струнном), ансамблях, так как коллективное музицирование дает положительный эффект, в нем дети чувствуют ответственность не только за себя, но и за весь коллектив, прислушиваются к голосу рядом стоящего или к звучанию другого инструмента.
Обязательными были посещения тематических концертов областной филармонии, абонементы на которые школа ежегодно выкупала. Они были интересны, познавательны. И конечно же, всевозможные поездки в театры, музеи, на выставки оставляли неизгладимое впечатление, расширяли культурный кругозор детей. Причем на оперные спектакли ездили не только музыканты, но и учащиеся художественного отделения и на оборот на выставки – музыканты. Это объединяло ребят, ибо живопись и музыка имеют много общего: «семь цветов у радуги, — семь нот у музыки» (тон, полутон, штрихи, нюансы, композиция и т.д.).
Третье – педагоги после уроков.
Педагоги не ограничивались только преподаванием. Они сразу активно включились в культурную жизнь города. Создавались музыкальные коллективы. Э. М. Разуваев из местной молодежи организовал ВИА «Весь», взял шефство над клубом ДОК-15, был неизменным аккомпаниатором вокальных ансамблей в районном Доме культуры и «дежурил» у сцены ДК на всех смотрах сельской самодеятельности как взрослой, так и детской, так как многие приезжали с песнями «под сухую». Эдуард Михайлович на ходу подбирал мелодию проводил мини-репетицию, и участники пели уже под баян. Отобранных на кустовые или областные смотры также сопровождал он.
Тесная связь была у ДМШ с общеобразовательными школами, профучилищем. Мы всегда отзывались на просьбы о проведении у них концерта или лекции на музыкальную тему, в помощи подготовке к смотрам как учительской, так и ученической самодеятельности. В ответ учителя пения обеих городских школ называли нам способных детей, рекомендуя принять из в ДМШ. Был период, когда в школе № 1 уроки музыки вел Е.Л. Романов (он не сразу пришел на работу к нам). Его помощь в отборе учеников переоценить невозможно. Он приглашал нас на свои уроки во все классы начальной школы и устраивал прослушивание каждого ученика, уделяя этому весь урок. А наши педагоги отмечали себе понравившихся и затем приглашали учиться музыке.
Педагоги нередко выезжали на село с концертами, лекциями, помогали в подборе репертуара. А.А. Малова много лет шефствовала над Ивановским СДК; Т.Г. Байлова три года работала в Кесьме, где был филиал музыкальной школы, и там же вела всю клубную самодеятельность. Наша школа была отмечена знаком «Отличник культурного шефства над селом» и грамотой областной филармонии «За пропаганду филармонической музыки».
А.М. Феклистова объединила нас, всех учителей, в ансамбль русских народных инструментов, в котором мне выпала честь «познакомиться» с контрабасом. С этим педагогическим ансамблем мы выступали в сельских домах культуры и даже на зональном смотре в Красном Холме, представляя наш районный Дом культуры. Мы сделали начало такого коллектива как хор. По независящей от нас причине он работал периодически, но зато очень многим захотелось иметь подобный: учительский в школе № 1, в РОВД и естественно, в РДК. Вновь прибывшие молодые и талантливые кадры (Аксёнова, Пуликовская (Шанина), Горшенина) сразу влились в самодеятельный народный театр под руководством О.В. Иванушковой. Костюмером и дизайнером была Н.Е. Горшенина. Она же вместе с мужем, Андреем Юрьевичем, силами учащихся художественного отделения поставили в нашей школе спектакль «Аленький цветочек».
Всё это вместе взятое – работа в классе и за его пределами приносило такое удовлетворение, что вся хозяйственная составляющая, как то: приобретение музыкальных инструментов, оборудования, ремонты, стройки, субботники, поездки в колхоз на уборку урожая всем коллективом — казались не главными, хотя всё успевали и даже с удовольствием. Кстати, хочется поделиться одним наблюдением. Нновый человек в коллективе еще до начала учебного процесса по графику ДШИ едет в колхоз на уборку льнотресты. От конторы до поля нас довезли в тракторной тележке, в которую мы и должны были грузить уже связанные снопы. Делать это вызвалась я и новенькая. Остальные остались у сарая, чтобы убирать снопы под крышу. Девушка забралась в тележку, принимала тресту, которую я ей кидала и утаптывала её, сухую, царапающую, ногами. И так целый день, и – ни намека на усталость или недовольство. Я поняла тогда: это труженица, будет работать на совесть. И не ошиблась. Скрипичный класс в надежных руках. Это я говорю о Е.В. Посохиной. Сегодня она прочтет об этом впервые.
Всё, что здесь описала, лишь небольшая часть того, что хотелось бы рассказать, потому что спустя годы, оценивая работу школы тогда, как бы уже со стороны, понимаешь, какое великое дело мы начали полвека назад. Потому что, когда мы приехали, Весьегонск напоминал строительную площадку. Возводились больница, малосырзавод, хлебозаворд, льнозавод… И только детская музыкальная школа да еще музеё въехали в приспособленные помещения. Но! Где сегодня те новостройки? Даже такой гигант, как ДОК-15, не устоял. А школа живёт! Ибо всё в жизни проходящее, а музыка вечна!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

283