Меню
12+

«Весьегонская жизнь», общественно-политическая газета Весьегонского муниципального округа Тверской области

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 18 от 05.05.2015 г.

Отважный танкист

Весьегонец Сергей Вячеславович Адрианов принес в редакцию газеты сохранившуюся от отца Вячеслава Михайловича Адрианова корреспонденцию военной поры:

письмо домой, открытку и письмо, адресованное командиру части (не указано какой). Видимо, оно было написано после Великой Отечественной войны в ответ на просьбу – осветить события на данном участке фронта. Публикуем его с некоторыми сокращениями.

Уважаемый командир части!

Получил от Вас письмо, за что много благодарен. Вашу просьбу целиком я выполнить не могу. Фотокарточек фронтовых не имею, но эпизод из фронтовой жизни опишу.

Зима 1943 года, 3-й Украинский фронт. Шли тяжелые бои по линии Северного Донца. Противник сильно укрепил свои позиции и особенно одно место, которое прежде называлось «Совхоз «Пятигорск». Здесь стояли каменные дома, водонапорная кирпичная башня, вокруг населенного пункта — открытая местность. Много полегло наших солдат и офицеров, чтобы овладеть этим узлом сопротивления, но всё безрезультатно. Наше подразделение прибыло из Челябинска. В его составе, кроме танков Т-34, Т-70, было 15 тяжелых танков КВ-2. На одном из них я служил механиком-водителем. Нам поставили задачу: поддержать наступление и освободить «Пятигорск».

Наша рота, взяв на танки десантников, ночью вышла на исходный рубеж для атаки утром. Противник не знал о прибытии на это направление тяжелых танков. В указанное время, после небольшой артподготовки, боевые машины ринулись на врага. На подходе к передней линии обороны фашистских войск я почувствовал, что артиллерия противника сосредоточила всю огневную мощь по танкам. Десантники очутились под жестоким обстрелом и несли большие потери. И как только поравнялись с линией окопов, они (кто остался в живых) спрыгнули и завязали бой в траншеях. Мы же начали стрелять из танковых орудий в оконные проёмы в каменных домах, где были установлены пушки и пулемёты фашистов. Обходя позиции немцев, командир танка, лейтенант Н.П. Рыусов заметил два противотанковых орудия противника, замаскированные в сарае. «Вперед, на сарай!», — скомандовал командир. Я дал газу и двинул многотонную машину на вражескую засаду, раздавив две пушки с расчетами.

При выезде из развалин произошел сильный взрыв, все потемнело в глазах. Танк наполнился дымом, так как аккумуляторы замкнули, провода загорелись. Начавшийся пожар я быстро потушил, оборвав провода. Мотор тоже заглох. Оказывается, по нам вели огонь прямой наводкой семь немецких танков Т-IV. Под натиском наших КВ-2 фашисты отступили, но пехота осталась. Рация у нас вышла из строя, и связаться с командованием мы не могли. Наш танк оказался в расположении противника. Командир быстро принимает решение: организовать круговую оборону и выяснить причину взрыва и остановки танка. Я как механик-водитель открыл аварийный люк в днище танка, разгреб снег и стал осматривать неисправности. Оказывается, в результате прямого попадания разорвало гусеницы. Вернулся в машину, доложил командиру и стал исправлять внутренние повреждения. Соединив по-новому параллельно два аккумулятора, проверил на лампочку – свет хороший. Нажал на стартер, мотор заработал – можно хоть немного, полукругами двигаться. Немцы, привлеченные звуком заработавшего мотора, усилили огонь, разбили все триплексы, вывели из строя танковый оптический прицел (ТОП). Мы отвечаем огнем из пушки и пулемётов. Мне опять пришлось заглушить машину и спуститься через десантный люк под танк и оттуда вести огонь из автомата. Тут меня ранили в ногу, и я с трудом забрался внутрь. Командир открыл башенный люк, высунулся для обзора и сразу был убит. Через несколько минут через триплекс убит стрелок-радист. Мы остались вчетвером с другими членами экипажа, командование танком я принял на себя.

И тут к нам вплотную подошли два наших танка – мы спасены. Танкисты надели гусеницу на траки, боевая машина снова на ходу. Но управлять танком я уже не мог, ждал санитаров. Врага из совхоза выбили. Но какой ценой! В этом бою я потерях двух боевых друзей: командира танка, лейтенанта Рыусова Николая Петровича и стрелка-радиста Лунева Алексея Павловича. За этот бой я получил орден Красной Звезды. Через два месяца был снова в строю.

Механик-водитель КВ-2,

старшина Адрианов

На снимке: В.М. Адрианов

Примечание от редакции:

КВ-2 — советский тяжелый штурмовой танк начального периода Второй мировой войны. Аббревиатура КВ означает «Климентий Ворошилов» — официальное название серийных советских тяжелых танков выпуска 1939-1943 г.г., названных в честь героя Гражданской войны в России, военного и политического деятеля Ворошилова Климента Ефремовича.

Т-34 — советский средний танк;

Т-70 – советский легкий танк;

Т-IV – немецкий средний танк периода Второй мировой войны.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

199