Меню
12+

«Весьегонская жизнь», общественно-политическая газета Весьегонского муниципального округа Тверской области

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 10 от 10.03.2015 г.

Командующий моряками Сталинграда

Автор: В. Воробьев

Заслуги контр-адмирала Сергея Воробьёва перед Родиной совершенно определённы и значительны: он являлся одним из создателей и руководителей морской пограничной охраны нашей страны, в годы Великой Отечественной войны был командующим Сталинградской группой кораблей, действия которой стали одним из факторов нашей победы в Сталинградской битве.

Командующий 62-й армией и будущий Маршал Советского Союза Василий Чуйков написал: «О роли моряков флотилии, о их подвигах скажу кратко: если бы их не было, возможно, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и без продовольствия и не выполнила своей задачи».
Тем не менее, единственной работой, посвящённой контр-адмиралу Воробьёву, является краткий биографический очерк в книге Николая Скрицкого «Флагманы Победы» (М., 2010). Другие частные сведения рассредоточены по военно-историческим исследованиям, посвящённым Сталинградской битве. Наиболее полно они отражены в монографии профессора Ивана Локтионова «Волжская флотилия в Великой Отечественной войне» (М., 1974).
Сергей Михайлович родился 6 октября 1904 года в деревне Батеевке нынешнего Весьегонского района Тверской области. Место историческое, известное тем, что в начале XVII века, в Смутное время, здесь произошло кровопролитное сражение с поляками. Но вот до большой воды отсюда далеко.
В 1925 году Сергей отправился в Ленинград и поступил в Военно-морское училище им. М.В. Фрунзе. По его окончании он был направлен на Дальний Восток. Почти три года он служил вахтенным начальником на сторожевике «Красный вымпел» — корабле с необычной судьбой. Первоначально это была яхта, построенная в 1910 году по заказу камчатского губернатора для нужд местной администрации. После революции корабль использовался и красными, и белыми, и даже был эвакуирован в Шанхай. В 1923 году он прибыл во Владивосток и был переименован в «Красный вымпел». В период службы на нём Воробьёва «Красный вымпел» принимал участие в гидрографических экспедициях по исследованию вод Дальнего Востока, а в 1929 году судну было поручено оборудовать посадочные пункты на Командорских островах для перелёта гидросамолёта «Страна Советов» по маршруту Москва — Нью-Йорк через Сибирь и Тихий океан. Тогда же Сергей Михайлович стал участником боевых действий во время конфликта с Японией на Китайско-Восточной железной дороге. Только в 1958 году «Красный вымпел» был поставлен на вечную стоянку в бухте Золотой Рог и превращён в мемориальный корабль-музей. Весной 2014 года он прошёл плановый ремонт и вернулся на прежнее место. Является одним из пяти кораблей-музеев дореволюционной постройки, находящихся на территории России.
Несколько лет Воробьёв служил помощником начальника и начальником отдела боевой подготовки Краснознамённой Амурской флотилии и с этой должности был направлен на учёбу на командный факультет Военно-морской академии им. К.Е. Ворошилова. Когда он окончил её в марте 1938 года, вакансий оказалось много: к этому времени были репрессированы сотни старших офицеров и ряд флагманов (адмиралов). Наш земляк стал начальником инспекции тактической подготовки Управления боевой подготовки Военно-морского флота СССР.
В феврале 1939 года создали Главное управление пограничных войск НКВД СССР. В его структуре был предусмотрен Морской отдел, на который возлагалось руководство морскими частями во всех отношениях, кроме оперативных. Он контролировал использование судов, их эксплуатацию и ремонт, руководил тактической подготовкой, всеми видами морского обеспечения. Морской отдел готовил технические задания на создание кораблей и вооружения, формировал кораблестроительные планы и размещение заказов на предприятиях, готовил планы комплектования и мобилизации. Начальником отдела назначили капитана 1-го ранга Воробьёва, и новый нарком НКВД Лаврентий Берия утвердил эту кандидатуру. Через несколько месяцев, оставаясь в данной ипостаси, он стал одновременно заместителем начальника Пограничных войск НКВД СССР по морской части и этой должности, уже в звании контр-адмирала, он встретил начало Великой Отечественной войны.
Трудно переоценить то, что было сделано Воробьёвым для организации действий пограничных частей нашей страны на огромных по протяжённости морских участках Государственной границы СССР. Это касалось и создания важнейших нормативных документов, и практической деятельности. За два года численность пограничных судов возросла почти в два раза. Пограничники получили новые сторожевые корабли, сторожевые катера и бронекатера. Заслугой Воробьёва является и создание в 1940 году Военно-морского пограничного училища в Ленинграде. С началом Великой Отечественной войны флоту передали 368 пограничных судов, что значительно увеличило наши морские эскортные силы.
В июле 1941 года Сергей Михайлович возглавил учебный отряд кораблей, который 27 октября приказом наркома ВМФ адмирала Николая Кузнецова переименовали в Волжскую военную флотилию, и контр-адмирал Воробьёв был назначен командующим. Удалось создать шесть бригад речных кораблей. Наш земляк успешно выполнил приказ наркома, решив непростые проблемы укомплектования флотилии судами, их во-оружения, подготовки к боевым действиям экипажей, в основном составленных из моряков речного флота.
Сдав контр-адмиралу Дмитрию Рогачёву командование флотилией, Сергей Михайлович возглавил в ней 1-ю бригаду. Перед ней ставилась задача содействовать сухопутным войскам, обеспечивать переправы, бороться с переправами противника и высаживать тактические десанты.
22 июля 1942 года вражеская авиация начала активные действия на Волге, и Волжскую флотилию подчинили Сталин-градскому фронту. Бригада Воробьёва была перебазирована в Камышин. Она поддерживала войска 57-й армии, а часть сил была выделена для создания северной группы кораблей, непосредственно обеспечивавшей войска 62-й армии генерала Василия Чуйкова, оборонявшие Сталинград. С 24 августа моряки флотилии начали прямые боевые действия против рвущихся к Волге неприятельских войск.
Академик-историк Александр Самсонов писал: «Противник прилагал огромные усилия, пытаясь изолировать оборонявшие Сталинград войска от тыла. Однако непрерывность коммуникаций через Волгу и связь Сталинграда с восточным берегом всё время обеспечивались инженерными войсками, речным гражданским флотом и судами Волжской военной флотилии».
27 октября 1942 года в связи с перебазированием основной части флотилии на зимовку в низовья Волги и на Каспий была сформирована Сталинградская оперативная группа кораблей под командованием контр-адмирала Воробьёва. Ей ставилась задача артиллерийской поддержки войск, переправы войск и грузов, эвакуации раненых и уничтожения переправ противника, и контр-адмирал Воробьёв ценой огромного напряжения сил выполнил эту задачу.


В. Воробьев
(Окончание в следующем номере)

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

327