Меню
12+

«Весьегонская жизнь», общественно-политическая газета Весьегонского муниципального округа Тверской области

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 44 от 20.10.2015 г.

Поездка в Даниловское

Автор: В. Королев

(Окончание. Начало в №№ 42, 43)

Наш путь домой был не менее занимателен. Во-первых, мы решили посмотреть на город, на его архитектурные особенности и просто зайти в какое-нибудь кафе или ресторанчик, чтоб перекусить. Во-вторых, ещё до поездки в Устюжну я пытался вспомнить, что меня с ней связывает и, к своему удивлению, вспомнил, что там лет сорок назад жил мой однополчанин и его жена. В глубине души таилась мысль, что такая встреча возможна, хотя я не знал не адреса, не телефона. Но, как говорят, смелость города берёт, и мне повезло. Ещё в музее Батюшкова-Куприна я спросил у сотрудниц музея, не знают ли они фамилию моих знакомых, и получил утвердительный ответ. Такова уж особенность малых городов — хороших людей знают все! Но не телефона, не адреса они мне сказать не могли, а может быть, и не хотели. Посоветовали мне обратиться в городской краеведческий музей, причем утверждали, что там мне помогут.

После возвращения в Устюжну, мы сразу решили посетить пирожковую, аромат свежеиспечённых булочных изделий, шедший из дверей, притягивал, пройти мимо было невозможно. Скажу честно, что в Лебедяни, хотя она и больше Устюжны более чем в два раза, такой пирожковой нет. Поразило то, как готовые булочки и пирожки выплывали из отверстия, декорированного под устье русской печи. Горячие пирожки мне есть вредно, но утерпеть я не мог. Если этот очерк станет достоянием устюжан, то пусть они узнают, что их кулинарами я искренне восхищён.

Удивило меня в городском дизайне Устюжны и то, что в нём спокойно уживаются памятники героям гражданской войны, памятник героям Великой Отечественной войны, памятник В.И. Ленину и памятник Великому устюженскому меценату Поздееву. Весь этот исторический винегрет нисколько не мешает устюжанцам любить свой город. Я думаю, что это маленький образчик для всей России. Устюжна, Весьегонск, Белоозеро в смутные времена начала XVII века смогли отстоять свободу и привить своим людям чувство собственного достоинства, думаю, что и в наше время чистота душ и помыслов людей, живущих в северных городах России, может показать всей стране, как надо любить своё Отечество.

Белая церковь, на которую я обратил внимание во время движения в сторону музея в Даниловском, оказалась церковью Благовещения, построенной в 1762 году.

Сейчас она не действует, но сохранена хорошо. От центра города к этой церкви идёт узкий пешеходный мост. Этот мост через реку Ворожа к Благовещенской церкви интересен тем, что под ним плавают несметные стаи диких уток, юные жители Устюжны получают искреннее удовольствие от того, что кормят их. Я и сам смеялся от души, глядя на то, как эти утки дерутся за корки хлеба, которые им бросали детишки. Устюжанский краеведческий музей от других районных музеев отличается по своему содержанию, не очень сильно. Конечно, светлые храмовые помещения придают особый колорит музейным залам. Высокие потолки, много света, но экспозиция, в общем-то типовая, если не считать выставку икон.

Весьма достойно представлены образцы народных промыслов, особенно периода XVI-XVII века, фарфор. Хорош уголок флоры и фауны района. Уж простите, меня устюжане, но я пытаюсь быть честным и перед вами, и перед собой и спасибо вам, что вы стараетесь сохранить свою историю.

Моя попытка найти своих знакомых, увенчалась успехом. Лидию Валентиновну Замотину я нашёл в залах краеведческого музея, что для меня было действительно удивительно. Это уж потом я узнал, что последние годы жизни в Устюжне она работала начальником отдела культуры. Её визит в музей в тот день был простой случайностью и подарком для меня.

Она пригласила нас к себе на обед, в свою скромную квартиру в переулке Луначарского. Дальше опять начались чудеса, оказалось, что моя подруга детства Татьяна и Лидия Валентиновна закончили одно и то же учебное заведение и учились у одних и тех же преподавателей. Такое бывает только в кино, ещё раз пришла мысль, что мир наш так мал, что мы не имеем права жить вне законов человеческого общежития. Потом были два часа музыки: две женщины, хорошие пианистки, ученицы одних и тех же, известных преподавателей играли так самозабвенно, что было похоже на соревнование.

Уезжали мы из Устюжны с чувством глубокого удовлетворения. Концерт Веры Уваровны Сипягиной — Лилиенфельд в своё время вдохновил Куприна на написание «Гранатового браслета». Один из таких концертов, на котором исполнялась «Аппассионата» Бетховена, описан женой Куприна Марией Карловной Куприной-Иорданской в «Годах молодости»: «Ей было далеко за сорок лет, а личная жизнь её сложилась неудачно. Брак с морским офицером бароном Лилиенфельдом окончился трагически... Вторично она замуж не вышла. И вот теперь, когда она была некрасивой, пожилой женщиной, она снова полюбила. ... Он (Куприн) был молод, красив, статен. С её стороны это была любовь без настоящего и будущего. ... В тот вечер она вложила в свою игру то трагическое чувство, каким была её последняя безнадежная любовь, страдание, которое она должна была глубоко от всех таить. Так, как в этот вечер, никогда раньше она не играла... Её лицо, освещённое свечами, стоящими на рояле, было бледно, по щекам катились слёзы. Её игра потрясла всех...».

Возникла какая-то непонятная для меня связь времён.

Музыка вообще способна творить чудеса. Импровизированный концерт, устроенный моими знакомыми, я не только помню, он просто потряс меня, и до сих пор мне кажется, что и встреча эта, и концерт обязательно должны были состояться. Во мне что-то изменилось, не очень большой знаток классики, я совсем по-другому стал относиться к классической музыке.

В. Королев

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

530