Меню
12+

«Весьегонская жизнь», общественно-политическая газета Весьегонского муниципального округа Тверской области

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 43 от 13.10.2015 г.

Поездка в Даниловское

Автор: В. Королев

(Путевой очерк)

(Продолжение. Начало в № 42)

Пришел Александр, сказал, что музей открылся. Идем назад к дому, вблизи он выглядит менее привлекательно, видимо, небогато живёт музейная братия, стены дома давно требуют покраски.

Покупаем билеты, всё недорого, по всей вероятности, цены на билеты рассчитаны на местных посетителей, за отдельную плату разрешили фотографировать. Экскурсовод материал знает хорошо и экскурсию ведет уверенно. Сзади идет вторая сотрудница музея, думаю, что присматривает за нами, наверное, были случаи воровства. Ощущение не очень приятное, но со своим уставом в чужой монастырь не ходят.

Экскурсия начинается с родословного древа. Оказывается, что Батюшковы имели поместье в селе Кесьма Весьегонского уезда. Я это не знал, хотя не раз был там и, наверное, ходил по парку, принадлежавшему ранее семейству Батюшковых. Поистине земля круглая, а мир тесен. По семейному преданию, род Батюшковых происходит от Батыша, татарского хана, который влюбился в русскую боярыню и перешел на службу к московским князьям, но это только легенда, не имеющая подтверждения. Сельцо Даниловское, по одним сведениям, было получено во владение Батюшковыми в 1612 году, по другим – в 1628 году.

Константин Батюшков приехал в Даниловское в 1815 году, успев послужить в армии и даже отличиться в некоторых баталиях. Из Петербурга он уехал из-за неразделённой любви. Его отец в то время, используя пленных французов, затеял капитальную перестройку имения, но дела его были очень расстроены. Здоровье Николая Львовича сильно пошатнулось. Константин Батюшков уехал в именье сестры Хантоново. Но и там дела обстояли не лучшим образом. Пришлось решать вопросы о закладе имения в опекунский совет. К тому времени Константин Николаевич уже написал 15 стихотворений и 8 прозаических произведений.

Имение долго переходило из рук в руки, сдавалось в аренду. Последним владельцем Даниловского был профессор Фёдор Дмитриевич Батюшков, именно его знакомство с Куприным послужило началом купринской истории Даниловского.

Константин Батюшков перебрался из Хантонова в Москву, состоял в «Обществе любителей российской словесности». В 1817 году снова возвращается в Хантоново и занимается подготовкой второго тома книги «Опыты в стихах и прозе». В 1818 году Константин Николаевич уезжает в Петербург, поступает на дипломатическую службу и причисляется к дипломатической миссии в Неаполе. В Италии Батюшков встречается с О.А Кипренским и С.Ф.Щедриным. Опубликована брошюра «О греческой антологии», написанная совместно с С.С. Уваровым. В 1820 году Батюшков заболевает нервным расстройством и уходит в отставку. Болезнь не покидала его до конца жизни. О дальнейшей своей жизни всё сказал сам поэт: «Я похож на человека, который не дошёл до цели своей, а нёс на голове красивый сосуд, чем-то наполненный. Сосуд сорвался с головы, упал и разбился вдребезги. Поди, узнай теперь, что в нём было!»

К.Н. Батюшков скончался в Вологде и похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре близ Вологды

Всё выше изложенное мною о К.Н. Батюшкове можно прочитать в его биографии, а я в сокращённом варианте изложил то, что нам поведал наш экскурсовод. Поэт и писатель, Батюшков умер, а дом продолжал жить своей жизнью, и надо сказать, что до приезда в Даниловское Куприна в 1906 году, ничего знаменательного больше не происходило. Куприн добирался до Устюжны от Рыбинска до Весьегонска и далее по реке Мологе на маленьком пароходе крестьянского общества. Десять лет спустя писатель воспроизвёл это путешествие, с поразительной точностью, в рассказе «Груня».

В экспозиции музея, естественно, больше материала о семье Батюшковых и их родственниках. Интерьер дома вообще-то не очень напоминает обстановку XVIII века, нет законченности в оформлении помещений дома, хотя чувствуется, что работники музея относятся к своей работе с душой. Да и как добиться исключительного сходства с действительностью, если всё было растащено и разворовано. В доме Батюшковых много лет размещались различные учреждения: коммуна, совхоз, МТС и колхоз. В 1940 году руководство МТС приняло решение разобрать Даниловскую церковь и устроить в ней гараж, но ничего с затеей не получилось, осталась огромная груда битого кирпича, под которым и засыпаны могилы отца и деда К.Н. Батюшкова. Слава Богу, что сохранилась основная часть дома, это позволило в 60-е годы XX столетия поднять вопрос о воссоздании знаменитой усадьбы.

На первом этаже музея всё о Батюшковых, видна попытка восстановить комнаты по их первоначальному предназначению. Много портретов и фотографий, рояль, пианино, камин с медвежьей шкурой. Около него – ломберные столики, стулья, столы, шкафы с посудой. Родовых вещей практически нет, но ощущение того времени есть.

На второй этаж ведёт винтовая лестница, всё о Куприне там, втором этаже. В Даниловском Куприн отдыхал и работал с 1906 по 1911 год. Здесь полностью или частично были написаны «Река жизни», «Обида», роман «Нищие», «Как я был актёром», «Слон», «Изумруд», «Суламифь», некоторые главы повести «Яма», «Бедный принц», «Водолазы», «Псы», «Кляча» и несколько стихотворений, включая «Ночь в усадьбе».

Впечатления, события и воспоминания, связанные с Даниловским, легли в основу многих других произведений, в том числе и «Гранатового браслета». Вот что пишет сам Куприн о Даниловском в 1928 году: «Я тогда зарылся на всю зиму в новгородскую глушь (ранее Устюжна входила в состав Новгородской губернии), в запущенное барское имение Даниловское. В моем распоряжении был старинный деревянный дом в два этажа и в четырнадцать больших комнат...

Никто из соседнего крестьянства не соглашался идти ко мне для услуг или на кухню: ни бабы, ни мужики, ни парнишки, хотя у меня с деревенскими и были прекрасные отношения, хотя крестьянство здесь и считалось бедноватым, хотя я и сулил за пустячную службу царскую плату: целых три рубля в месяц. Обегали вовсе не меня, а именно тот большой, старый, серый с белыми колоннадами дом, в котором я жил. Во всех соседних деревнях: в Трестенке, Бородине, Никифорове, Осиновке, Высотине, Свистунах да, пожалуй, во всём Устюженском уезде, — каждый мужик твёрдо знал и крепко верил, что в даниловском доме на чердаке находится черный гроб, а в гробе этом лежит огромная страшная мёртвая нога, и что по ночам нога эта ходит по всему дому и горько плачет...»

Эти рассказы о мёртвой ноге казались Куприну смешными и вздорными, однако, как-то, роясь на чердаке в архивном хламе, среди векового мусора, он действительно наткнулся на солидный чёрный футляр с застёжками, по форме отдалённо напоминающий гроб. Футляр был тут же открыт, и в нём действительно обнаружилась нога, но не мёртвая, а искусственная, обтянутая замшей, а при ней нашёлся ещё и костыль. Только несколько позднее Фёдор Дмитриевич Батюшков рассказал Куприну, да и Ивану Бунину, гостившему в Даниловском, что протез принадлежал герою Отечественной войны генералу Николаю Ивановичу Кривцову, раненному в бою при Кульме в 1813 году. Его дочь была женой Помпея Николаевича Батюшкова — сводного брата поэта. Зачем она отправила этот протез в Даниловское, известно только всевышнему. Протез пролежал на чердаке до Октябрьской революции. Коммунары ободрали с него кожу и использовали для подшивки валенок.

Надо сказать, что устюжанцы вообще охочи до всевозможных легенд и выдумок. Оказывается, и прототип гоголевского «Ревизора» тоже выходец из тех мест — Платон Григорьевич Волков, хотя сам Гоголь в Устюжне не был. Сохранились и письма должностных лиц, подтверждающие эту мистификацию. Пусть будет так, если юмор помогает людям жить, дай им Бог всего хорошего. Да, кстати, и описание весьегонской тюрьмы в «Мёртвых душах» Гоголя, как оказалось, тоже явление случайное, в Весьегонске Гоголь не был.

Закончилась экскурсия на прогулочном огромном балконе второго этажа барского дома, откуда открывался прекрасный вид на парк (на снимке, 2015г.). На этом балконе мы немного постояли, осмыслили всё происшедшее с нами за последние два часа и вернулись в помещение, с которого и началась наша экскурсия из XXI века в XVIII. С огромным удовольствием оставили благодарственную запись в книге отзывов посетителей.

В. Королев

(Окончание следует...)

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

352