Меню
12+

«Весьегонская жизнь», общественно-политическая газета Весьегонского муниципального округа Тверской области

02.12.2014 14:45 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 47-48 от 02.12.2014 г.

Воздушный бой как искусство

Автор: В. Воробьев
профессор Государственной академии славянской культуры

Весьегонцы считают лётчика-героя Николая Тихонова своим не только по жизни, но и по рождению, хотя, кажется, теперь окончательно установлено, что он родился 4 декабря 1914 года в городе Ораниенбауме под Петроградом (ныне город Ломоносов в черте Санкт-Петербурга).

В раннем детстве он переехал с родителями на их родину — в расположенную недалеко от Весьегонска деревню Бор (ныне — в Череповецком районе Вологодской области). Он окончил начальную школу в селе Вауч, а в средней школе учился уже в Весьегонске. После её окончания в 1930 году Николай уехал в Ленинград, где учился в школе фабрично-заводского ученичества, а затем работал кузнецом.
По комсомольскому призыву Тихонов стал курсантом Ленинградской военно-технической авиационной школы, а в 1937 году, получив специальность авиатехника, был направлен для прохождения службы в строевую часть. Через год командование направило отличного специалиста на учёбу в знаменитую Качинскую военно-авиационную школу лётчиков, располагавшуюся под Севастополем, и в 1939 году Николай вернулся в полк уже пилотом.
Боевой путь в Великую Отечественную войну наш земляк начал рядовым лётчиком 42-го истребительного авиаполка, а продолжил его командиром звена, заместителем командира эскадрильи и командиром эскадрильи. Ему довелось принимать участие в сражениях на Брянском, Западном, Северо-Западном и Калининском фронтах.
11 сентября 1941 года лейтенант Тихонов вылетел ведущим пары в группе шестёрки МиГ-3 капитана Георгия Зимина (будущий маршал авиации, начальник Военной командной академии ПВО в Калинине. — В.В.). Боевой задачей было сопровождение штурмовиков в район аэродрома противника в Орле. В ходе боя истребители прикрытия сбили два Me-109 и пять Ju-88, а ещё шесть Ju-88 сожгли на земле. Наши штурмовики уничтожили на аэродроме 70 самолётов противника. Лейтенант Тихонов лично уничтожил Me-109 на взлёте, сжёг на земле один транспортный самолёт Ju-52, а другой сбил в воздухе.
Это были не первые его победы: несколькими днями ранее, 5 сентября, он сбил в районе станции Брянск бомбардировщик Ju-88, а на следующий день над станцией Жуковкой — Хе-111.
С середины ноября 1941 года 42-й авиаполк был выведен на переформирование и вновь был введён в бои только в начале апреля 1942 года. В течение месяца он действовал в составе 7-й ударной авиационной группы на Брянском фронте, проводя войсковые испытания самолётов ЛаГГ-3, вооружённых 37-миллиметровой пушкой Шпитального. В первом же бою самолёты из состава полка сбили три вражеских бомбардировщика. Лётчики люфтваффе немедленно устроили охоту за новыми советскими самолётами полка, и приказом командования полк был отведён в Подмосковье.
Начиная с 30 мая и вплоть до 27 сентября 1942 года 42-й авиаполк весьма результативно действовал на Западном фронте в этих же целях. Капитан Тихонов за этот период сделал 86 боевых вылетов, провёл 22 воздушных боя, в которых сбил 5 самолётов противника. Одной из жертв стал 10 июля над деревней Высокой истребитель Ме-109.
В конце сентября 42-й истребительный авиаполк Героя Советского Союза майора Фёдора Шинкаренко (впоследствии генерал-полковник авиации. — В.В.) отвели в резерв и перевооружили самолётами Як-7Б. C ноября, базируясь в Крестцах, он действовал на Северо-Западном фронте вплоть до 16 мая 1943 года. Но боевой журнал зафиксировал, что ещё 30 сентября лейтенант Тихонов вылетел ведущим шестёрки Як-7б для прикрытия наших войск в районе деревни Горбы, где в ходе двух воздушных боёв, проходивших при его непосредственном управлении, ведомыми были сбиты два корректировщика противника: FW-189 и Хе-126.
Примерно полгода, до 20 апреля 1943 года, капитан Тихонов участвовал в испытаниях новой материальной части самолёта Як-7б, вооружённого 37-мм пушкой, и сбил в воздушных боях пять вражеских самолётов. Первый успех был достигнут 3 декабря у деревни Кошалеево: уничтожен истребитель Ме-109. Через три дня Тихонов вылетел ведущим семёрки Як-7б для сопровождения пятёрки штурмовиков Ил-2. В районе цели у озера Вершинского группа была атакована шестью Ме-109, и в ходе контратаки Тихонов сбил один из них, а остальных удалось связать боем, и наши штурмовики успешно выполнили поставленную задачу. При возвращении на свой аэродром группа Тихонова сбила одиночный Ju-88. Перед самым Новым годом, 29 декабря, Николай Викторович дважды вылетал ведущим группы, сбили в районе Беглово—Горчицы четыре Ме-109, один из которых оказался на счету командира.
23 февраля 1943 года капитан Тихонов вылетел ведущим восьмёрки Як-7б для прикрытия наших войск в районе боевых действия около озера Ильмень. При подходе к району наша группа встретила 24 Ju-88. Тихонов повёл группу в атаку, самолёты противника рассыпались, беспорядочно сбрасывая бомбы в озеро. В первой атаке группа уничтожила три Ju-88, в том числе один сбил командир. При выходе из боя группу атаковали 6 Me-109 и 6 FW-190. Несмотря на численное превосходство, противнику не удалось разбить нашу группу. Капитан Тихонов по радио вызвал помощь и умелыми действиями вывел группу из боя, при этом были сбиты 4 самолёта противника. Наша группа вернулась на свой аэродром, потеряв один самолёт.
В мае 1943 года 42-й истребительный авиаполк вновь был отведён в резерв, перевооружён самолётами Як-9T c 37-мм пушкой, переброшен в Ржев и с 26 августа участвовал в Смоленской наступательной операции. К этому времени командир эскадрильи капитан Тихонов произвёл 229 боевых вылетов, в 53 воздушных боях сбил лично 16 самолётов противника, а в ходе штурмовки уничтожил 2 самолёта на аэродроме и был представлен к званию Героя Советского Союза.
Но его жизнь оборвалась буквально через несколько дней. 10 сентября он вылетел ведущим группы восьмёрки Як-9 на отражения налёта авиации противника. При подходе к Духовщине группа встретила 20 бомбардировщиков противника под прикрытием 10 FW-190. Тихонов повёл группу в атаку, и вражеские бомбардировщики, не сбросив бомбы, стали отходить на Смоленск. Самолёт нашего командира был атакован одновременно четырьмя FW-190. По участвующим в бою самолётам вели огонь с земли и наши, и немецкие зенитные средства. Истребитель капитана Тихонова был подбит, загорелся и врезался в землю, лётчик погиб. Он похоронен в братской могиле в деревне Воронцово Духовщинского района Смоленской области.
В некрологе, опубликованном 19 сентября в газете «Советский сокол», есть такие строки: «Храбрость и мужество сочетались в нём с прирожденным чувством лётчика. Машину он ощущал, как собственное тело. Исключительно хорошо, отлично были отработаны техника пикирования на высотах и техника воздушной стрельбы».
Заместитель командира 42-го авиаполка по политчасти подполковник Стенченко написал отцу героя Виктору Егоровичу Тихонову: «Героические подвиги Вашего сына достойно отметило наше правительство, посмертно присвоив ему звание Героя Советского Союза. Это была для нас тяжёлая утрата, и его друзья и товарищи поклялись отомстить ненавистному врагу. В знак этого на бортах своих самолётов они краской сделали надпись: «За Николая Тихонова» и эту клятву с честью выполняют…»
4 февраля 1944 года капитану Николаю Викторовичу Тихонову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Именем Героя названа улица в городе Весьегонске, на которой находится здание средней школы, где он учился. Здесь установлена и мемориальная доска. Его имя также высечено на стеле в парке Мира в Вологде.


В. Воробьев,
профессор Государственной академии
славянской культуры

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

626