Роль собственников помещений многоквартирных домов в новой системе проведения капитального ремонта
16 июля 2013 года вступил в силу закон Тверской области«Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» разработанный в соответствии с изменениями, внесенными в Жилищный кодекс 25 декабря 2012 года.
Закон определяет основные правовые и организационные вопросы формирования нового системного подхода к проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Тверской области.
С 2014 года проведение капитального ремонта многоквартирных домов будет осуществляться только в рамках региональной тридцатилетней программы по проведению капитального ремонта, в которую включаются все многоквартирные дома, за исключением домов блокированной застройки — домов, состоящих из двух или более пристроенных друг к другу автономных жилых блоков, каждый из которых имеет непосредственный выход на приквартирный участок, а также имеет самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям и не имеет общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками.
После официального опубликования в печатных средствах массовой информации программы начинается отсчет данного собственникам помещений в многоквартирных двухмесячного срока на принятие решения и заключение соответствующего договора, касающегося выбора способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома.
Жилищным кодексом определены понятие фонда капитального ремонта и способы его формирования.В частности, согласно ч. 1 ст. 170 ЖК РФ указанный фонд образуют взносы собственников помещений в многоквартирном доме (МКД) на капитальный ремонт; проценты, уплаченные собственниками в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт; проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете.
Собственникам помещений в МКД предоставлено право выбрать и в любое время изменить на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД (но при условии полного отсутствия задолженностей по оплате оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, а также невозвращенных кредитов на поведение указанного ремонта) способ формирования фонда капитального ремонта:
Первый способ — на специальном счете.
Этот способ предполагает перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет. Необходимо отметить, что в данном случае решением общего собрания собственников помещений в МКД определяются: размер ежемесячного взноса, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта РФ;
· перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества (ОИ) в МКД в составе не менее чем состав перечня таких услуг и(или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
· сроки проведения капитального ремонта — не позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
· владелец специального счета;
· кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в МКД кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта РФ. В случае, если собственники помещений в МКД не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, передается на выбор регионального оператора.
Владельцем специального счета может быть:
· ТСЖ. осуществляющее управление МКД и созданное собственниками помещений в одном МКД или нескольких МКД, суммарное количество квартир в которых не более 30, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых находятся сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, предназначенные для совместного использования собственниками помещений в данных домах;
· жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление МКД;
· региональный оператор.
Собственники дома, находящегося в управлении управляющей компании, также могут принять решение о накоплении средств на специальном счете, поручив открыть этот счет согласно Жилищному кодексу региональному оператору. Региональный оператор не вправе отказать собственникам в открытии такого отдельного счета, предназначенного только для этого дома.
Второй способ формирования фонда капитального ремонта — на счете регионального оператора.
Этот способ предполагает перечисление взносов на капитальный ремонт на общий счет регионального оператора.
Система учета фондов капитального ремонта регионального оператора включает, в частности, сведения о размере:
· начисленных и уплаченных каждым собственником помещения в многоквартирном доме взносов на капитальный ремонт, задолженности по их оплате, а также уплаченных процентов;
· средств, направленных региональным оператором на капитальный ремонт общего имущества в МКД, в т. ч. о размере предоставленной рассрочки оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в доме;
· задолженности за оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в МКД.
При этом региональный оператор обязан по запросу предоставить указанные сведения данной системы учета собственникам помещений в МКД, а также лицу, ответственному за управление этим МКД (ТСЖ, жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, управляющей организации), а при непосредственном управлении МКД собственниками помещений в этом МКД — лицу, соответствующим образом уполномоченному собственниками помещений в МКД.
Если в течение месяца решение о способе формирования фонда капитального ремонта собственниками не будет принято и реализовано, собрание собственников созывается органом местного самоуправления.
В случае, если по истечении второго месяца решение о выборе способа формирования фонда не принято и не реализовано, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
В целях обеспечения сохранности и эффективного использования средств, накапливаемых на территории Тверской области собственниками на проведение капитального ремонта, Правительством Тверской области создана некоммерческая организация – Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области. При этом Правительство Тверской области несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах.
За региональным оператором закреплены четкие обязательства по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах:
· информирование собственников о сроках капитального ремонта.
Региональный оператор обязан в сроки, предусмотренные ч. 3 ст. 189 ЖК РФ, подготовить и направить собственникам помещений в МКД предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и объеме услуг и (или) работ, их стоимости, порядке и источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в МКД и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта;
· подготовка задания.
Перед проведением капитального ремонта оператор должен обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовить и утвердить проектную документацию на проведение капитального ремонта, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;
· привлечение подрядчиков.
Региональный оператор должен привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры;
· контроль за качеством капитального ремонта.
Оператору в обязанности вменен контроль за качеством и сроками оказания услуг и (или) работ требованиям проектной документации.
Контролируют деятельность регионального оператора уполномоченный орган исполнительной власти в Тверской области, таким органом определено главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.