Меню
12+

«Весьегонская жизнь», общественно-политическая газета Весьегонского муниципального округа Тверской области

29.01.2013 11:06 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 4 от 29.01.2013 г.

Герой Первой Мировой войны

Автор: Е. Селифонова
библиотекарь
(К.Н. Батюшков, 1890-1915) 1. РОДОВЫЕ КОРНИ Биографы корнета 5-го гусарского Александрийского Её Величества полка Константина Николаевича Батюшкова писали, что он «внук поэта Константина Батюшкова». Но это не так.

Тезка известного поэта из рода кесемского помещика Ивана Степановича Батюшкова, он же праправнук кесемчанина Николая Ивановича Батюшкова, и известному поэту приходится внучатым племянником. Его родители: известный русский экономист Николай Дмитриевич Батюшков и Надежда Васильевна Батюшкова (Мешкова в девичестве). Мать Константина приходилась сестрой весьегонцу Николаю Васильевичу Мешкову, известному в России меценату, предпринимателю, основателю Пермского университета. Его еще называли «Король Урала». Константин Батюшков получил типичное для того времени образование – окончил в 1912 году Московский Цесаревича Алексея Николаевича лицей. Обладая натурой, ищущей живой деятельности, он не остался равнодушным и безучастным к событиям, происходившим в Европе. Лишь вспыхнула в 1912 году война на Балканах, как Батюшков отправился волонтером в сербскую армию. По окончании военных действий Константин возвратился в Россию. А вскоре держал офицерский экзамен при Николаевском кавалерийском училище.

2. НАБЕГ НА РАДОМ


Произведённый в декабре 1913 года в корнеты, он назначается в Александрийский гусарский полк, в составе которого выступает на войну в 1914 году.
В короткий срок своей ревностной службой, своим примером, своей заботливостью о гусарах, а главное — своей отвагой и храбростью, он завоевал всеобщее уважение и любовь в полку. О его самообладании, мужестве и храбрости ходили легенды даже и вне полка: о нем во время войны писали в газетах, в журналах иллюстрировали его подвиги...
Рассказывали о его смелом набеге на город Радом, совершенном в августе 1914 года, когда этот город был временно занят немцами.
В середине августа александрийцы шли в авангарде дивизии, и от эскадрона Её Величества были высланы два разъезда по направлению к Радому: один с корнетом К.Н. Батюшковым, а другой с — корнетом А. А. Карамзиным. Разъезду Карамзина удалось проникнуть за Радом, где он уничтожил телефонную связь с Радомом и захватил в плен немецкого телефониста с двуколкой. Высланный от эскадрона Ее Величества разъезд из 15 гусар с корнетом Батюшковым в направление на город Радом пробрался в тыл немцев. Батюшков решил проникнуть в самый город, занятый немцами. Оставив свой разъезд в небольшом лесу, он, как всегда, решил осмотреть все лично. Переоделся в крестьянское платье — хотя и не знал польского языка — и окольными дорожками, между строениями, вошел в город. Высмотрев все необходимое, он узнал, что в Радоме стоит штаб пехотной дивизии, идущей к Иван-городу, и что немцы расположились в городе очень беспечно. Оценив все это, Батюшков вернулся к своему разъезду и на следующее утро с ним двинулся прямо в город.
“Наши! Наши!” — кричали на базарной площади местные жители, увидев русских гусар. Видя, что надо спешить, Батюшков перешел на карьер и пустился по главной улице. Обстановка была совершенно мирная. Немецкие офицеры выходили с пакетиками из магазинов, солдаты сонно бродили по улицам без оружия. Батюшков стрелял из револьвера в попадавшихся ему на пути немцев, а гусары разъезда брали кое-кого в пики и рубили шашками. Разъезд произвел, конечно, немалый переполох и был уже совсем близко к выходу из города, оставалось только проскочить небольший мост и вырваться на шоссе. Но у самого моста стоял немецкий полевой караул, который, увидев гусар, открыл по ним беспорядочный огонь. Один гусар был убит и свалился вместе с конем, а под вестовым Батюшкова была убита лошадь. Заметив это, корнет вернулся к вестовому и, дав вскочить ему на круп своей лошади, вывез его с собою. Упала также и раненая лошадь вольноопределяющегося Соколовского, который сам был ранен в руку и в ногу. Спасаясь, Соколовский вбежал в подъезд соседнего дома и, вползая по лестнице, добрался до второго этажа, но вскоре был обнаружен немцами, которые выволокли его на улицу и сильно избили. Гусара препроводили под конвоем к начальнику штаба. После допроса немецкий полковник взял руку под козырек и, обратившись к присутствовавшим, сказал: “Вот доблесть, достойная подражания”. После этого он приказал Соколовского отправить в лазарет.
При спешном же оставлении немцами Радома одна сестра милосердия, полька, спрятала Соколовского в пустой бочке из-под капусты. Когда немецкий конвой пришел за ранеными, та же сестра милосердия сказала конвойному унтер-офицеру, что Соколовского уже увезли, что позволило ему избежать плена и остаться в Радоме до занятия его снова русскими войсками.
Действия этой разведки Батюшкова толковались в полку двояко: одни порицали ненужный риск, другие, наоборот, воздавали должную оценку личной доблести. Эта доблесть его была ярко отмечена в приказе по дивизии, и, в результате, за эту разведку Батюшков был награжден георгиевским оружием, а пять гусар его разъезда — георгиевскими крестами.
В газетах в то время появились статьи о подвиге корнета Батюшкова, а позже иллюстрированный журнал ‘’Солнце России” украсил свою обложку красочной репродукцией картины художника Р. Френца, изображающей Батюшкова впереди своего разъезда, скачущего по улицам города Радома (№ 351, 1916 года).

3. РАЗВЕДКА ПОД СОХАЧОВОМ


В разведке под Сохачевом 4 октября 1914г. снова отличается корнет Батюшков, когда был послан от эскадрона Ее Величества с семью гусарами 2-го взвода. Узнав от местных жителей, что три немецких кавалериста ночуют в соседнем фольварке, Батюшков решил захватить их. Оставив свой разъезд неподалеку, он взял с собой лишь двух гусар и с ними скрытно подошел к фольварку. Заглянув в окно дома, он увидал трех немцев, сидевших за столом и мирно ужинавших. Батюшков поставил одного гусара у окна, а другому приказал стать у задней двери, сам же с револьвером в руке быстро открыл дверь в комнату и крикнул: “Руки вверх!” Немцы не сопротивлялись и подняли руки, но на Батюшкова кинулась немецкая собака из породы ищеек, доберман-пинчер. Батюшков оттолкнул ее ударом ноги. Обезоружив пленных, он вывел их во двор и под конвоем привел к своему разъезду. Пленные оказались: вахмистр, унтерофицер и рядовой 8-го конно-егерского полка.
Собака Тита принадлежала вахмистру, и он умолял Батюшкова не бросать ее и заботиться о ней. Эту прекрасную собаку русский офицер взял себе, и она до конца была верна новому хозяину.
Службу свою в разведках корнет Батюшков нес самоотверженно и никогда не доверял донесениям своих дозорных, а тем более — слухам. Он считал своим долгом все проверить лично, не взирая ни на какие, даже самые опасные, обстоятельства.
7 июля 1915г. в тяжелом бою полка у с. Эйраголы К.Н. Батюшков снова отличается. Он вывозит тело павшего смертью храбрых корнета Бланкенгагена. Трудно перечислить все случаи лихих действий разъездов корнета К.Н. Батюшкова. В каждом бою, в каждой стычке он искал подвига, и, казалось, вся его натура была создана для войны. “Не снести тебе своей головы”, неоднократно твердили ему друзья, но эта фраза, казалось, еще более толкала храбреца на новые подвиги. Предсказания оправдались: К.Н. Батюшков снес свою голову на алтарь Отечества, обессмертив свое имя во славу александрийских гусар.

4. ГИБЕЛЬ К.Н. БАТЮШКОВА


Случилось это 14 сентября 1915 года. Когда все это происходило, корнет Батюшков, которому было приказано встретить противника ружейным огнем, увидав жидкую цепь немцев, решил атаковать ее своим взводом. Выскочив на своей чистокровной кобыле, всегда весьма нервной под огнем, он скомандовал: «К атаке!» и понесся впереди своего взвода на оторопевших немцев, которые побросали винтовки и подняли руки вверх. Казалось, успех был полный, но Батюшков, увлекшись, решил атаковать и цепи, шедшие позади. “За мной!” — скомандовал он, и лихой взвод понесся за своим командиром. Раньше атакованные немцы опомнились, подняли с земли свои винтовки и в спину атакующим открыли огонь.
Из 27 человек первого взвода вернулось только 12. Тяжело раненные попали в плен. О судьбе офицера ничего не было известно.
Общая неудача на фронте заставила полк отходить. Хотелось только знать, жив ли корнет Батюшков.
В конце октября, благодаря общему успеху, полку снова пришлось вернуться в тот самый район, где были 14 сентября, в день боя у Бучан. Было решено командировать на место этого боя полковую комиссию, так как, по сообщению нашей пехоты, у д. Бучаны находится крест с надписью и прибитая к кресту офицерская фуражка александрийских гусар. Этой комиссией было обнаружено следующее: “В полуверсте западнее Бучан на холме стоял большой крест, на котором, на металлической доске, была сделана надпись по-немецки масляной краской: “Офицер русской гусарской службы”. Сверху была прибита зимняя фуражка корнета Батюшкова. Рядом большой холм с крестом обозначал общую братскую могилу гусар.
Полковой батюшка на месте отслужил панихиду. Тело К.Н. Батюшкова было вынуто из могилы и отправлено полком, по желанию его жены, в Петербург, где он был погребён в Александро-Невской лавре.
(Все Батюшковы этого рода: Губернатор Дмитрий Николаевич Батюшков, литератор Федор Дмитриевич Батюшков, экономист Николай Дмитриевич Батюшков — покоятся на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Возможно, там, в родовой усыпальнице обрел вечный покой и Константин Батюшков).
Его фуражка и жестяная дощечка с немецкой надписью были отправлены его жене.
Корнет Константин Николаевич Батюшков за это дело посмертно был награжден орденом св. Георгия 4-й степени.
Полковой поэт В. А. Петрушевский тогда же почтил память убитого офицера следующим стихотворением:

Памяти К. Н. БАТЮШКОВА
Погиб корнет, лихой рубака.
Он — гордость черных был гусар,
Его последняя атака
Врагу тяжелый был удар.
Когда германскую пехоту
Он у Козян атаковал,
То изрубил без мала роту,
Но сам в бою неравном пал.
С ним был лишь взвод. За это дело
Его представили к кресту,
За то, что он исполнил смело
Свой долг и умер на посту.
За то, что он врагам не сдался,
Когда был ими окружен,
Как лев, отчаянно сражался
И был лишь смертью побежден.
Да, он погиб... Жена рыдает,
Не встанет он в бессмертный строй!
Погиб корнет, но полк весь знает,
Что Костя Батюшков — герой.

Награды Константина Батюшкова:
орден Св. Владимира 4-й ст. с мечами, Георгиевское оружие («Правительственный Вестник» от 12.11.1915), орден Св. Георгия 4-й ст. («Правительственный Вестник» от 26.06.1916, посмертно).
О подвиге Константина Батюшкова писали: «Военно-исторический вестник», 25-26 августа 1965г. Париж. К 50-летию его доблестной смерти; «Вестник правительства» от 12.11 1915 и 26.06 1916; иллюстрированный журнал «Солнце России» один из номеров посвятил памяти Константина Батюшкова.
Документы и фотографии Константина и Федора Батюшковых, а также фотографии их матери Надежды Васильевны (Мешковой) Батюшковой любезно предоставил Кесемской библиотеке капитан первого ранга, подводник первой флотилии подводных лодок Северного флота Сергей Евгеньевич Батюшков…

Е. СЕЛИФОНОВА,
библиотекарь,
село Кесьма

Комментарии (1)

  • Batyushkov_Sergey1950, 05.08.2016 13:42 #

    12 сентября 2016 года в Самаре состоится открытие музея 5го Александрийского гусарского полка, который базировался в Самаре в годы 1 Мировой войны. Георгиевский кавалер корнет-гусар этого полка Константин Батюшков сражался немцами в составе полка вместе с братом Федором. Он геройски погиб, защищая своих артиллеристов, под деревней Бучаны в Белоруссии.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

804