Меню
12+

«Весьегонская жизнь», общественно-политическая газета Весьегонского муниципального округа Тверской области

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 24 от 20.06.2017 г.

Весточки из далеких военных лет

Война – чудовищное и жестокое явление. Она никого не щадит: ни солдат, ни генералов, ни стариков, ни женщин, ни детей…

Фаине было всего лишь четыре года, когда началась Великая Отечественная война. Она смутно помнит отца, его черты лица. В семейном альбоме Борисовых хранится много фотографий, но отец – только на одной из них.

В памяти Фаины Ивановны Борисовой сохранились лишь небольшие эпизоды, возможно, после рассказов матери – Марии Александровны. Она вспоминает последний день, когда отец пришел с работы и был чем-то озабочен:

- Я любила, когда отец вечерами брал в руки балалайку и начинал играть, я кружилась возле него, танцевала, пела, радовалась. Но в тот последний вечер он не хотел играть на балалайке, как ни просила. Наконец, он дал мне несколько монеток и сказал, чтобы сходила за мороженым. Сбегав в ларек за лакомством, вернулась домой. А там творилось что-то ужасное: мама и старшая сестра Валя ревели навзрыд. Конечно, я не поняла, что такое война, что папу забирают на фронт, что его больше не будет рядом с нами…

Он ушел в первые дни призыва. Жили мы тогда в Ленинграде. Для нас начались страшные и голодные дни. Уже ближе к осени, как рассказывала потом мама, к нам приехал дядя Коля, он был директором совхоза под Ленинградом, занимался вопросами эвакуации. Дядя предложил маме собраться в дорогу, взять необходимые вещи и вечером прийти на вокзал, чтобы отправиться в тыл.

На вокзале была жуткая давка. В условленном месте дядя Коля передал маме посадочный билет, сказал, чтобы все вещи оставила и скорей пробиралась в вагон. Нас с Валей он подавал в окно вагона, подал также сумку, куда положил две булки. И всё, поезд тронулся.

Утром мама увидела станцию и спросила у проводника: «Где это мы находимся?»

- В Вологде…

- Ой, тогда мы сходим!

Вологодская сторона маме была почти родной. Ведь до войны родители жили в селе Лекма. Но когда объявили о затоплении части деревень Весьегонского района, отец уехал в Ленинград, устроился там на работу, а потом перевез нас к себе.

Из Вологды мы с мамой шли пешком до Череповца. Останавливались в деревнях, просили милостыню. Где-то нас кормили, где подавали хлебушка или молочка, где устраивали на ночлег. Из Череповца также шли пешком до Харламовского, а потом сели на пароход и добрались до Весьегонска, где жила сестра мамы. В Весьегонске были и другие родственники.

- Войну я не люблю вспоминать, — говорит Фаина Ивановна, — уж очень это горькие воспоминания. Посудите сами: у всех горе, у всех нужда, а тут мы приехали, лишние рты. Жить негде, работы нет, денег нет. Голода хватили сполна. Спаслись лишь тем, что маму родственники устроили на скотобойню, где она солила шкуры забитых животных. С работы приносила свиные хвостики, жилы. Сварив их, кормила нас супчиком, чем и спасла от голодной смерти. А еще собирала у столовой выброшенные картофельные очистки, сушила их, а потом размалывала в муку, добавляла то крапиву, то лебеду и пекла лепешки.

Об отце

Мой отец – Иван Иванович Пантелеев родился в селе Лекма. В семье было трое детей. Он с братом Сергеем – близнецы, младшая сестра — Таисия. Случилось так, что их отца забодал насмерть бык. Окровавленного и бездыханного, его принесли домой. Жена не вынесла этого удара и умерла в тот же день. Дети остались сиротами, их взяли на воспитание (в разные семьи) чужие люди. Отца принял в свою семью местный священнослужитель. Он его вырастил, привил любовь к труду.

Став взрослым, Иван Иванович женился на Марии Александровне (моей маме) и перешел жить к ней в дом. Отец был мастеровым, смекалистым человеком, своего рода местным кулибиным. Смастерил своими руками жнейку и с её помощью убирал зерновые. Не раз местные просили его помочь убрать свои поля, и он помогал. Был добытчиком, работящим и хорошим семьянином. Если бы не война, он добился бы больших результатов, нашел бы применение своей смекалке, предприимчивости, энергии.

В июне, когда уже шла война, мы получили от него всего лишь одно письмо, где он сообщал, что служит в стрелковой роте, стоят они под Выборгом.

«На поле гуляет бесхозное стадо коров, — писал он. — Чтобы поддержать ребят, я дою коров, и мы пьем свежее молоко. Завтра – в бой. Не знаю, что будет дальше. Но если выживу, то обязательно найду вас. Мария, береги девочек».

После войны семья Пантелеевых получила извещение, что рядовой Пантелеев Иван Иванович, 1906 года рождения, уроженец Калининской области Овинищенского района, д. Лекма, пропал без вести в мае 1943 года.

Спустя годы, Фаина Ивановна Борисова решила собрать архивные данные об отце. Она писала запросы в Центральный архив Министерства обороны РФ и однажды получила весточку из управления МО РФ по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества. Каково же было её удивление, когда, распечатав конверт, она увидела копии писем её отца. Правда, адресованы они были брату матери, но речь шла о них: матери и дочерях.

На почтовой карточке, отправленной 29 июня 1941 года в п. Шувалово Ленинградской области для Лоскутова Н.Р., значится пометка: «Передать Марии Александровне Пантелеевой».

«Передаю привет от мужа Ивана Ивановича своей жене Марии Александровне и деткам Вале и Фае. Сообщаю вам, что мои дела ничего, всё благополучно. Поступаю на работу в военизированную охрану. Не знаю, как вас перевезти из Ленинграда, сейчас очень трудно с поездами. Если возможность появится и всё успокоится, то позже приеду за вами, не волнуйся и не расстраивайся. Победа будет за нами. До свидания, пиши. Иван Иванович Пантелеев».

Второе письмо, датированное 2 августа 1941 года, было написано Николаю Романовичу Лоскутову (брату Марии): «Коля, сообщаю Вам, что я не получал от Вас и моей семьи ни одного письма, ничего не знаю о них. Отправил два письма. Высылаю свой адрес: полевая станция 186, 65 с/т, 4 рота, Пантелеев И.И. Пока до свидания, передай привет моей семье».

Ф.И. Борисова, дочь пропавшего без вести отца – И.И. Пантелеева, не останавливается на достигнутом. Она снова пишет в архивы МО. Её цель – узнать, где все-таки погиб отец. Она не теряет надежду найти его могилу…

Записала Л. МИТИНА

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

31