Меню
12+

«Весьегонская жизнь», общественно-политическая газета Весьегонского муниципального округа Тверской области

20.02.2016 09:28 Суббота
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 6 от 16.02.2016 г.

Забытое Бородино

Автор: Виктор Королёв

Детство моё и юность прошли в маленькой деревушке, как раз посередине между городами Весьегонск и Устюжна.

Раньше в России большинство населения, наверное, и не слышало о них. Сейчас они на слуху, проблемы развития малых северных городов и их история, а главное прекрасные живописные места привлекают предпринимателей и туристов. Появление фильмов «Молога — русская Атлантида», «Весьгонская волчица» также обострили внимание к этим прекрасным местам. Живут там чудесные люди, хотя начиная с 9О-х годов прошлого века, произошёл резкий отток коренного населения, которое в поисках работы и хороших заработков подалось в другие города и веси. Вспоминая своё детство, вижу лица земляков, улыбчивые и серьёзные, не было лиц злых и отвратительных, может быть, потому, что нелёгкая доля выпала этим людям в жизни. Вся история этого края — это борьба за существование, борьба с захватчиками, борьба с лесом за клочок земли, пригодной для того, чтоб вырастить хлеб, хотя лес в тех местах и кормилец, и поилец.

Это край рек и озёр, край рыбаков и охотников. Вспоминаю известные мне с детства названия: Молога, Кесьма, Реня, Звана, Медведка, Сить, Желемья, да и ещё множество других рек и речонок, которые придают ему неповторимый колорит. Вода там повсюду, две трети Весьегонска вообще были затоплены при создании Рыбинского водохранилища, а центр древнего княжества Молога полностью покоится под толщами воды.

Я вспоминаю, как во время падения уровня в водохранилище мы с одноклассниками вброд переходили от одного острова к другому. Как правило, на возвышенных местах были кладбища, и мы ходили от одной гранитной плиты к другой и читали причудливые эпитафии, посвященные похороненным там людям. Вообще-то в те годы мы имели очень мало представления о людях, у которых после смерти могло быть мраморное надгробие. Потом уровень воды снова повышался, и уже даже на лодке невозможно было разглядеть, что таят под собой серо-зелёные воды водохранилища. Судьба ставшего мне близким края и потом тянула меня к себе, не давала покоя, даже ночами снились медно-голубые паутинки прибрежных водорослей.

Этот рассказ, скорее всего, предназначен не для весьегонцев и устюжан, которые, как правило, всё это знают, хотя и для них тоже, потому как со временем и для многих коренных жителей события прошлых лет становятся всё менее известными, и наверное, не всегда обостряются воспоминания, когда каждый день проходишь мимо исторических мест, где наши предки бились за возможность жить и рожать детей.

В минувшем году я со своим семейством решил навестить родные места, ехали на своей машине, передвигались не очень быстро и любое мало-мальски известное место старались обследовать основательно. Побывали на Куликовом поле, там, где Дон встречается с Непрядвой, дважды, в начале путешествия и в конце, купались в водах Прощённого колодца, даже я от купания в источнике получил огромное удовольствие, хотя и побаивался за свой радикулит. Удивило и возмутило, что нашёлся какой-то вандал, способный поджечь святое место — Спасскую часовню, расположенную рядом с источником, хотя пострадала она не сильно.

Посетили Себино, где родилась и крестилась Святая Матрона, и где провёл, согласно преданию, одно из последних совещаний перед битвой со своими военачальниками Дмитрий Донской. Кстати, теперь ежегодно жители близлежащих селений совершают от Себино до Куликова поля крестный ход, посвященный победе русичей в битве на стрелке Дона и Непрядвы, и молятся за спасение душ погибших воинов.

Посетили ещё множество святых мест, которых по пути движения было немало, в том числе и источник святого Илии. Везде, где это было возможно, купались и пили чистую родниковую воду. Но главной нашей целью было, конечно, посещение места битвы наших воинов в 1609 году с польскими захватчиками. Первым посетили Тверской Краснохолмский Николаевский монастырь, который имел непосредственное отношение к тем событиям. Там мы испытали настоящее потрясение, не верилось, что человек, создавший великую красоту, сам же её и разрушил. Немым укором со стен смотрели фрески, выполненные искусными художниками, было стыдно за наших предков, допустивших это безобразие. Нельзя варварски уничтожать то, что создавалось веками.

Хочется рассказать и о посещении источника святых Кирика и Улиты вблизи Весьегонска — конечной цели нашей поездки. Поразил дебит источника. Объем воды, вырывавшейся из земли, удивил своей мощью. Но самое интересное то, что невдалеке от источника мы обнаружили “чёрного” копателя. Сначала было непонятно, что можно было искать в голом поле среди лесного массива, но, как потом мы поняли, искать было что, да и сам человек, занимавшийся этим делом, оказался интересным и хорошо знающим историю. Я с огромным удовольствием и интересом выслушал его рассказ об истории края, в котором я родился и, к своему стыду, так мало о нём знающем. Конечно, потребовались некоторые усилия, чтоб парень разговорился, пришлось доказывать, что мы не работники спецслужб, помогло удостоверением члена союза писателей. Оказалось, что наши предки в районе этого источника проводили ярмарки, на которые съезжались со всех близлежащих городов и селений, а он с помощью современной техники потихоньку добывает то, что пока ещё хранится в земле, показал он и часть своих трофеев, в основном монеты царских времён. От этого парня я узнал ещё много интересного, но, наверное, самое ценное для меня было сообщение о битве у деревень Батеевка и Бородино, куда мы и стремились попасть, а также рассказ о событиях у деревни Михалёво, но об этой битве другой рассказ, и совсем о другом времени..

Рассказ о битве у Батеевки и Бородино давно запал мне в душу, так как место это было всего в семи километрах от деревни, где прошло моё детство. Конечно, я дал себе слово, что обязательно найду это место и побываю там, что и сделал через несколько дней. Прежде чем поехать на место битвы, зашел в районную библиотеку и ознакомился с материалами, которые были в её фондах, прямо скажу, что было их не очень много, значительно больше материала нашёл на страницах Интернета, кстати, и о “чёрных” копателях тоже. Есть даже сайты, предназначенные специально для них, с перечнем мест, где нужно искать, есть и инструкции по пользованию современной электронной техникой.

Дорога к месту битвы, наверное, не требует особого описания, это обыкновенная внутрирайонная дорога, какие обычно и бывают в краях, где кончается асфальт, идущая по просеке, по обеим сторонам которой лес, причём в большинстве строевой. Величественные сосны, из таких, наверное, и делались когда-то корабельные мачты, упирались своими макушками в небо.

По пути к месту битвы побывали ещё в одном интересном месте — у Никольской церкви в селении Никола-Реня, название складывается из двух слов: названия церкви и названия красивой речки, которая протекает рядом.

Церковь очень красива, но интересен тот факт, что освящена она в 1925 году, т.е. в первые годы советской власти, интересно и место, на котором церковь построена. По рассказам археологов и краеведов, стоит она на древнем городище, что подтверждается и древними курганами, которые расположены недалеко от церкви. Церковь не работает, окна выбиты, внутреннее убранство тоже осквернено, но важно то, что кто-то стал за нею присматривать, появились иконки, уложен крест из полотняных дорожек, а обычный картонный ящик, приспособленный в качестве копилки, полон монет и даже бумажных денег. Всё это было так удивительно, что и мы тоже внесли в эту копилку свой вклад. Удивительно было и то, что церковь не охраняется, рядом проезжая дорога, а деньги целы, и как видно по слою пыли, собираются они далеко не первый день. Всё-таки велика в русском человеке христианская закваска!

Найти поле, на котором произошла битва, не составило труда, так как дорогу нам описали довольно подробно, да и проехать мимо памятного креста было сложно. Крест поставили местные краеведы 11 сентября 1997 года. На кресте высечены слова: «700 героев-великороссов пало в бою на этом поле за великую Русь 5 января 1609 года». В ноябре 2008г. к 400-летию сражения, на средства И.С. Горченкова, был установлен новый крест (прим. редактора).

Виктор Королёв

(Продолжение следует)

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

380