Меню
12+

«Весьегонская жизнь», общественно-политическая газета Весьегонского муниципального округа Тверской области

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 15 от 14.04.2015 г.

Пропал без вести

Автор: А. Кондрашов

На протяжении ряда лет редакция газеты  «Весьегонская жизнь» совместно с Общественным советом  района ведет  поисковую  деятельность по установлению  обстоятельств гибели  советского военного  самолёта

в районе бывшей деревни Работкино 25 октября 1941 года. В этой работе участвуют десятки людей с активной жизненной позицией: И.С. Горченков, Ю.А. Максимов, С.А. Снетков, С.А. Иванов, В.В. Котин, А.Н. Жучков, С. А. Кондрашов, Н.А. Объезжев, В.В. Крыханов, А.Н. Серов, В.М. Мосин, Е.В. Полубенцева и другие. Их число все время растет. Наша газета в № 11 от 17 марта 2015г. сообщала, что предстоящим летом в организованной экспедиции примут участие профессиональные поисковики из Воронежа под руководством В.П. Чернышова.

С созданием краеведческого клуба «Весь» открылся новый этап поиска, который связан с активной работой председателя объединения Е.А. Сенькиной. Именно на ее публикацию в Интернете о гибели советского бомбардировщика в нашем крае откликнулась внучка погибшего члена экипажа, стрелка-радиста, старшины И.М. Зеленова – Елена Бабкина. Публикуем текст её письма полностью.

«Здравствуйте, Елена! Меня тоже зовут Елена. Благодаря вам я наконец-то узнала судьбу моего дедушки Зеленова Ивана Михайловича. Моя мама, Людмила Ивановна, и я, а также наша бабушка, Зеленова Мария Романовна, ищем хоть какие-нибудь сведения о его судьбе. Бабушке прислали только бумажку, что он пропал без вести и все, больше ничего узнать не удавалось. Спасибо вам за ваш труд! (информация на сайте http://www.pobeda1945.su/).

Высылаю вам фото деда. Ему здесь 28 лет. Может, уже и 29, так как бабушка не помнила его дату рождения, только год — 1913. В те годы не очень-то фотографировались. Бабушка в селе жила, до города идти далеко да и некогда, надо работать постоянно. В город выбирались только по большим праздникам.

Дедушка и бабушка познакомились в с. Воскресенка Спасского района Приморского края. Бабушка там жила, а вот дед служил. Его часть как раз базировалась в том селе. Когда-то там был громадный аэродром. Люди молодые, бегали на танцы, там и познакомились. Бабушка рассказывала, как дед ее провожал, а сельские парни шли сзади и дразнили. Но не обидно, а так, чтоб на своих сельских внимание обратила. Но она вышла замуж за военного.

Поженились они в конце марта 1941 года. Было очень тепло. На бабушке была бордовая кофта и черная юбка, самая лучшая, как она сама говорила. Он — в военной форме. Расписали их, и всё торжество. У бабушки был свой дом на улице Первомайская, дом на двух хозяев, но весь был в ее собственности. Там они и жили. Бабушка говорила, что он был спокойный, рассудительный, все умел. Любила она его и ждала. Еще говорила, что жили они хорошо, а тут война. Военное положение, из части не отпускали, только если на пару минут. А перед отправкой, вроде в июле, когда всех отправляли на запад, отпустили на пару часов, чтоб они успели попрощаться с женами и с детьми. Дед пришел, бабушка его собрала, говорила, что какие-то вещички, еду какую-то положила, на всякий случай. Он ее обнял и к двери пошел (в доме комната и кухня, прихожей не было, заходили сразу в кухню, а оттуда в комнату). В дверном проеме остановился, повернулся к бабушке, обвел глазами комнату, посмотрел, и сказал: «Я уже сюда, наверное, не вернусь». И вышел из дома. Бабушка за ним побежала. Он дошел до поворота, повернулся, махнул ей и всё.

Через какое-то время самолеты начали летать на запад. Одни пролетят, следующие, и так долго. Бабушка в огороде стояла и сперва махала вслед самолетам, потом махать устала, а потом, говорит, так страшно стало, но все равно стояла. Ванечку провожала… В августе он прислал ей фото из Советской гавани — это вроде порт, в то время закрытый, военный. Потом, я не знаю, были ли письма, наверное, были. Но немного, бабушка не говорила, плакать начинала. А под конец года она получила извещение, что он пропал без вести. Бабушка родила мою маму в январе 1942-го. То, что дочь родилась, дедушка не знал. А то, что будет ребенок, я думаю, знал, а, может, и нет. Моя мама видела отца только на фото, но она на него похожа очень.

Знаю еще, что у деда был брат Сергей, старший, бабушка с ним переписывалась, но связь потерялась. Бабушка наша, Зеленова Мария Романовна, умерла совсем недавно – в декабре 2014 года.

Уже несколько десятилетий, как наше общество полностью избавилось наконец от угрюмо-подозрительного, жестокого, по своей сути огульного осуждения в плен попавших и без вести пропавших. Скажем громко, искренне, в неизбывном раскаянии и волнении сердца: спите спокойно, братья, да будет вам пухом и родная, и чужая земля.

Сколько «пропавших без вести» превратились в столб дыма, во вспышку света от взрыва бомбы, мины или снаряда… Сколько было засыпано землей, поглощено болотами. Многие остались безвестными, приняв смерть на переправах и десантах, утонув во время военных действий на реках, морях и озёрах.

Проходят зимы и весны, сменяются поколения, звенят над Россией новые грозы и новые песни – а они, не пришедшие с кровавых полей той великой и страшной войны, остаются все те же, какими ушли в огонь. Они вечно живы — пока жива Россия, пока не иссякла наша светлая о них память.

Посмотри, читатель, на снимок Ивана Зеленова. Вот таким молодым и красивым он принял смерть в нашем крае поздним вечером 25 октября 1941 года.

Вечная ему память!»

А. Кондрашов

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

455