Меню
12+

«Весьегонская жизнь», общественно-политическая газета Весьегонского муниципального округа Тверской области

11.02.2014 14:06 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 5 от 11.02.2014 г.

Человек и война

Будучи школьницей, Наталья Демидова подготовила исследовательскую работу по теме: «Человек в истории. Россия – ХХ век».

В этой работе она подробно рассказала о своем отце Сергее Сергеевиче Демидове – воине-интернационалисте, проходившем срочную службу
в «горячей точке» – Афганистане. Наталья Сергеевна закончила институт, живет и работает
в Москве. Но, как и её отец,
не забывает дату 15 февраля.
Сколько времени существует человечество, столько оно и воюет. За еду, за земли, за богатство, власть и свободу. Но если раньше тот, кто был инициатором военных действий, сам вел свое войско в бой, подвергая себя опасности наряду со своими солдатами, то, чем цивилизованней становилось государство, тем меньшей опасности подвергалась жизнь военачальника, и тем большие тяготы выпадали на долю простого солдата.
В нашей семье воевали мои прадедушки, все они были ранены на фронтах Великой Отечественной войны, и, наверное, поэтому рано умерли. Умерли задолго до моего рождения, когда мои родители были совсем маленькими, и поэтому в семье не осталось никаких воспоминаний об их боевом пути.
Но война для нашей семьи не окончилась в мае 1945 года…
Мой папа, Демидов Сергей Сергеевич, родился в августе 1967 года в д. Медянки Весьегонского района Тверской области. Как все мальчишки, он любил играть «в войну», смотреть фильмы о войне и мечтал о подвигах.
Окончив 8 классов Чернецкой восьмилетней школы, он поступил учиться в профессиональное училище № 19 г. Красногорска Московской области. Уже на третьем курсе папа решил, что будет служить в воздушно-десантных войсках, поэтому поступил в школу ДОСААФ и стал заниматься парашютным спортом.
Окончив училище, пошел работать на Красногорский механический завод. Через полгода, в октябре 1985 года, его призвали в армию.
Смотрю на его военный билет и вижу на фотографии совсем юное, почти детское лицо. Стрижка «под ноль», сдвинутые по-взрослому брови и упрямо надутые губы. Мальчишка! Почти мой ровесник! Всего на два года старше меня и моих одноклассников!
Новобранцев собрали на центральном сборном пункте Москвы. После напутственной речи генерала армии они прошли торжественным строем перед ветеранами Великой Отечественной войны и целым эшелоном отправились в учебный полк в Фергану, где их распределили по ротам.
Папа попал в 5-ю учебную парашютно-десантную роту во взвод гранатометчиков. Юным солдатам выдали военную форму: тельняшку, гимнастерку, брюки, горные ботинки и панаму.
Приближалось 7 ноября, поэтому учеба началась со строевой подготовки для парада, который проходил на главной площади Ферганы.
А дальше начались учебные дни. Уже тогда они догадались, что их будут готовить для войны в Афганистане. Из них готовили горных стрелков, учили рыть окопы в горах, находить укрытия за камнями, метко стрелять, выслеживать караваны, прыгать с парашютом, ходить в горы.
Папа хотел попасть в Афганистан.
Какой мальчишка не мечтает о военных подвигах? Особенно тогда, когда знает о войне только из книг и кинофильмов.
Через три месяца (их курс был ускоренным), когда потребовалась замена в полку, им выдали вещмешки, суточный паек, форму и сообщили, что они едут выполнять интернациональный долг в демократическую республику Афганистан.
Пассажирский самолет, на котором они летели, приземлился на аэродроме столицы Афганистана — Кабуле. Солдат распределили по воздушно-десантным полкам 40-й армии Туркестанского военного округа. Папа и многие другие солдаты были отправлены на службу в город Баграм.
Полк, в котором им предстояло служить, находился на боевых действиях, поэтому они сразу же приступили к несению службы: заступили в караул, дежурили по кухне. Когда полк, понеся потери, вернулся, их распределили по ротам взамен уволенных в запас, убитых и раненых. Папа попал в первый батальон, первую парашютно-десантную роту.
Казалось бы, что война и смерть уже совсем рядом.… Но мальчишки, многие из которых до этого времени жили в деревне, никуда из неё не выезжавшие, несмотря на то, что видели раненых и убитых, покореженную взрывами технику, воспринимали все это как увлекательное приключение, словно сами стали участниками фильма.
Когда я спрашиваю отца, было ли ему страшно тогда, он отвечает, что нет, тогда страшно не было, ведь пули еще не свистели рядом, не гибли товарищи. Была новая страна. Другая природа. Другой климат. Тогда, когда дома стояла морозная зима, здесь была 40-градусная жара. Палило солнце, зрели апельсины. Горы восхищали своим величием.
В полку не хватало механиков-водителей, и из числа вновь прибывших были отобраны несколько человек для службы на БМП, в их числе оказался и мой отец. Машина ему досталась разбитая после боевой операции, и он долго ее ремонтировал.
Первым настоящим боевым заданием для него стало сопровождение колонны машин из полка в батальон, стоящий в Анаве. Колонна шла за боеприпасами и продуктами по Паншерскому ущелью. С одной стороны — отвесная скала, с другой — ущелье. Внизу много подбитой техники. Тогда все обошлось без жертв.
Потом таких поездок будет еще много. Иногда будут попадать под обстрел. Отстреливаться сами. Снова ремонтировать разбитые машины.
Пойдут колоннами через перевал Саланг за новой техникой для полка. В горных кишлаках будут искать оружие. За полтора года объедут почти весь Афганистан (Герат, Джелалабад, Хост, Кабул…)
Однажды, следуя в колонне, машина отца подорвется на управляемом фугасе, и его контузит, очнется он только в госпитале в Баграме. Но он не любит говорить об этом. Наверное, даже спустя столько лет вспоминать об этом тяжело.
Он иногда рассказывает об операции на Хосте. «Армия зеленых» (правительственные войска. – Ред.) понесла большие потери, потребовалось подкрепление, и воздушно-десантный полк высадился там. Успешно провели операцию, вытеснив противника в Пакистан. Но зарядили дожди, и вместо запланированных двух недель они пробыли там целый месяц. Вырыли окопы и жили в них. Запас продовольствия был на две недели. Начался голод. Полк стоял в апельсиновом саду, но сезон уже закончился, и гнилые апельсины валялись на земле. (Именно об этом он и вспоминает чаще всего! Для мальчишки из российской глубинки апельсины тогда были диковинным фруктом. А тут целый сад!) Их и ели. Ловили змей, запекали на костре. «Глушили» рыбу в реке.
Последней «дембельской» войной для отца стала операция на Алихеле. Это было самым страшным испытанием за всю войну. Зная, что после этой операции те, кто останутся в живых, поедут домой, всем очень хотелось быть в числе этих счастливцев.
В штаб полка поступили сведения о большом скоплении противника в горах. До места назначения на технике шли месяц. Постоянные обстрелы. Заминированная дорога. На один метр пути по восемь мин — от пехотных до противотанковых. Постепенно вытесняли противника в горы. Когда пришли на место назначения, роты продолжали преследовать противника, а механики-водители остались охранять штаб полка. Папа вспоминает, что когда садились есть, всегда начинался обстрел, и каша скрипела на зубах от песка. По ночам стреляли снайперы. В этой операции было много убитых...
Но для папы тот бой закончился удачно и, вернувшись на базу, в скором времени полетели домой. Они были очень рады этому.
А еще мой папа, мой строгий и грозный отец, не стесняется говорить, о том, что, слушая песню «Кукушка», они плакали, тоскуя по Родине.
Каждый год 2 августа, в День Воздушно-десантных войск, папа с друзьями обязательно собираются вместе. Поют песни под гитару, вспоминают погибших. В этот день он надевает свой голубой берет, тельняшку и медали. А их у него несколько: «За отличие в воинской службе», «От благодарного афганского народа», «За боевые заслуги», «70 лет Вооруженных Сил», знак «Воину-интернационалисту» и «За самоотверженный и ратный труд в Краснознаменном Туркестанском военном округе».
Собираются вместе воины-интернационалисты и 15 февраля, в День вывода советских войск из Афганистана.
Можно по-разному относиться к афганской войне. Но тысячи русских мальчишек просто хорошо делали свою работу, выполняли приказ и были верны своему воинскому долгу. Они научились ценить жизнь. Научились дружить. И, может быть, больше других научились любить свою Родину.
Думаю, что война не делает человека жестоким, может быть, жестким, требовательным, принципиальным, не равнодушным к несправедливости. Она ярче проявляет качества, заложенные в людях от рождения. Проводит проверку на прочность. Закаляет характер.
Но, как говорил итальянский писатель Курцио Малапарте: «Для воевавших война никогда не кончается». И те, кто вернулся с войны, всю свою жизнь будут вспоминать о ней. Видеть сны, где снова грохочут взрывы, где снова смерть будет рядом. Многие из них «заболеют» войной, так и не смогут привыкнуть к мирной жизни, где нет четких границ между черным и белым, между друзьями и противниками, и поедут в другие «горячие точки» планеты, которых, к сожалению, на земле немало.

Н. Демидова

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

91