Меню
12+

«Весьегонская жизнь», общественно-политическая газета Весьегонского муниципального округа Тверской области

02.07.2013 09:49 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 26 от 02.07.2013 г.

История Весьегонской МТС

Автор: Н. Малышев
I. СОЗДАНИЕ МТС 5 июня 1929г. Совет труда и обороны СССР принял важное постановление об организации машинно-тракторных станций (МТС). Это стало стратегическим решением в комплексной механизации сельскохозяйственных работ. Оно позволяло сосредотачивать на полях максимальное количество имеющейся техники, но самое главное — обеспечивало квалифицированный ремонт и содержание машинно-тракторного парка.

По замыслу генерального секретаря  ЦК ВКП(б) И.В. Сталина,  начавшаяся коллективизация должна была ликвидировать  зависимость государства от частного сектора, в частности,  от поставок хлеба. Ну, а  методы,  которыми  проводились  преобразования в аграрном секторе экономики, – это  тема  другого рассказа.

Сталин, выступая перед  колхозниками-ударниками 19 февраля 1933 года, поставил задачу: «в ближайшие 2-3 года  сделать всех колхозников зажиточными. Для  этого требуется только одно -  работать в колхозе честно,  правильно использовать тракторы и машины,  рационально использовать рабочий скот,  правильно обрабатывать  землю,  беречь колхозную собственность». Параллельно до конца должна решаться  задача ликвидации кулачества как класса.

«Кулак-частник» ещё жил в подсознании  большинства крестьян. В это время  полуграмотное население села не  могло сразу  освободиться от влияния «бывших» (белых офицеров, служителей культа, помещиков,  эсеровской интеллигенции, буржуазно-националистических элементов, служащих в имениях господ и т.д.), противодействующих советизации деревень.

Проникая в колхозы, коммуны в качестве счетоводов,  кладовщиков и  бригадиров, а  нередко и членов  правления,  эти люди  осуществляли  саботаж хлебозаготовок. Они  портили колхозное имущество,  ломали тракторы и машины, разлагали дисциплину,  расхищали колхозное добро, особенно зерно, мясо, молоко и другие  продукты. Эти люди  организовывали воровство при севе и уборке,  обмолоте, вспашке, втягивая в  такие действия рядовых колхозников.  Такие факты, например,  имели место в  1929-1930г.г. в  Пашковской коммуне.

В январе 1933г.  в МТС и совхозах созданы  политотделы. Их задачей была  борьба с расхитителями колхозной и совхозной собственности, рвачами и лодырями,   с недобросовестным и небрежным отношением к скоту,  технике и инвентарю.

В Весьегонском районе было создано  три МТС:  Весьегонская (д. Попово Любегощского с/с), Кесемская и  Овинищенская. На 1 января 1931 года насчитывалось  249 колхозов.

Весьегонская МТС в д. Попово образовалась в 1933 году. Её первым директором был Иван Фёдорович Бойков, секретарём партийной ячейки  - Иван Дмитриевич  Савин.  В числе организаторов был двадцатипятитысячник Ф.Н. Мартынов.

Первые тракторы  марки  ХТЗ (их было  первоначально три) ремонтировались в сарае. В 1935 году  начали  возводить мастерские из  кирпича от  церкви с. Остров и  ограды кладбища с. Любегощи.  В 1936 году  строительство завершилось, на  вооружении уже было 23 трактора, на фундаментах работали два станка – токарный и  сверлильный. Они приводились в движение нефтяными  двигателями,  использовались  ременные передачи. Заведовал мастерскими  Николай Яковлевич Горшечников, а главным инженером был Иван Федорович  Жуклинов.

Четырехмесячные курсы  трактористов  организовали в Весьегонске.  После их  окончания  трактористами Весьегонской МТС стали Михаил Гаврилович  Бурыгин, Николай Степанович Гарышев, Павел Иванович  Муравьев, Иван Поликарпович  Паньтюшонков, Иван Васильевич  Романов, Александр Алексеевич  Тупицын.

В бывшем имении  Калитеевских в д. Попово располагалась контора  МТС, на втором этаже — общежитие, а на первом — клуб. Кроме того, в  обширном здании   размещались  политотдел,  суд.  Судьей был  Аркадий  Соколов, а секретарём — Анна   Федоровна Царева (Власова).  Курсы подготовки трактористов  открылись  здесь же  при МТС. Техническую часть преподавала М. Белозерова; сельскохозяйственные машины – Б. Тузиков,  слесарное дело – П.Я. Королёв (родом из д.  Кишкино). Политзанятия проводил  М. Никонов (из  д. Пылево).

II. Организация

работы МТС

Весьегонская МТС обслуживала колхозы на территории  от Большое Овсяниково до  Стрекачева, от  Котихи до Лошиц: имени Ворошилова, «Новый путь»,  «Путь Ленина», «Дружба», имени  Ленинского комсомола,   имени  Хрущева,  имени Горького, «Заря коммунизма»,  «Победа»,  имени Булганина,  имени Фрунзе, имени Кирова,  «Верный путь», имени  Калинина, «Колос», «Красный  воин»,  «Смена», имени Коминтерна  и другие.

Было организовано 12 тракторных бригад по 3 трактора в каждой.  Во  главе бригады – бригадир и учётчик.  Перечислю эти структурные  подразделения МТС: Аблазинская – Фёдор Кривоборский; Алферовская – Василий Павлович Шестаков; Б.-Овсяниковская – Иван Капитонович Романов; Дегтярская; Егонская -  Михаил Гаврилович  Бурыгин;  Любегощская – Александр Иванович  Пресняков;  Макаринская – Михаил Сергеевич  Щеглов; Нестеровская – Петр Иванович  Аксенов;  Островская – Александр Васильевич  Рогулев;  Стрекачесвкая -  Владимир Савельевич Смирнов;  Федорковская – Петр Яковлевич  Королев;  Филипцевская – Николай Михайлович Морозов.

Трактористы этих бригад  пахали,  сеяли,  жали,  молотили зерно,  колотили  лён и выполняли другие  работы.

В 1936 году в МТС  была  следующая техника: тракторы ЧТЗ (Челябинский тракторный завод) – 6; ХТЗ (Харьковский тракторный завод) – 30;  несколько единиц «Универсалов»;  сеялки – 12;  молотилки – 16,  льнотеребилки – 6; «кондрашуки», или «сергеевки» — 5 (агрегат для того, чтобы  мять и теребить  лён).  В достатке было  трехлемешных плугов, культиваторов и пружинных борон.

Трактористы были заинтересованы в  том, чтобы  быстрее обмолотить зерно и околотить лён в том  колхозе, в котором они  работали.

Позднее, в 40-50-е годы, контора МТС стала  располагаться в деревянном здании  в д. Попово,  где в 60-70-80-е годы  был интернат Любегощской средней школы.

Значительное время МТС возглавлял  Павел Спиридонович  Молчанов. Бухгалтерами работали  Александра Яковлевна Сакс,  Анна Ивановна  Соловьева, Александра  Окружнова. Ветврачи: Сергей Яковлевич Синицын,  Василий Андреевич Спиров,  Петр Алексеевич Львов, Никифор Иванович Иванов. Из агрономов наиболее известен нам  Александр Кузьмич Мухин, Заслуженный агроном РСФСР.

Рабочие профессии.

В начале  50-х годов  токарем стал работать Николай Владимирович Кузнецов.

Кузнецы: Волков и Веселов.

Механизаторы: А.П. Сакс, А. Розанов, В. Власов, В.В. Донина, Фуфаева, Н. Кузнецов и другие.

Шоферы:  И.А. Секлетеев (механик), А. Буткевич, А. Смирнов, Н.Е. Калятин, А.И. Орехов и другие.

Секретарями партийной организации Весьегонской МТС были Иван Дмитриевич Савин и Варвара Васильевна Донина.

Кроме Весьегонской МТС, в районе были еще два аналогичных предприятия: Кесемская и Овинищенская МТС. Зона обслуживания Кесемской МТС:  колхозы имени Ильича, «Вперед к коммунизму», «Динамо», «Свободный труд», имени Чапаева, «Новая жизнь», «Красное знамя», «Пример»,  «Советский путь», имени Шверника,  «Звезда», «Красный  пахарь», «Серп и молот»,  имени Сталина,  «Вперед к победе», «Труженик».

Зона обслуживания Овинищенской МТС: колхозы  «Память Ильича», имени Кутузова, «Верный путь», «Доброволец», «Трудовик», «Новый строй», «Новая жизнь», имени Калинина,  имени Ленина,  «Красный  маяк», имени Куйбышева, «Правда», «Победа»,  «Советский путь»,  имени Кирова, «Большевик», «Искра», «Тимошкино», «Путь Ленина», «Дружба».

МТС просуществовали до конца 50-х годов  прошлого века, и, безусловно,  сыграли положительную роль в развитии сельского хозяйства и жизни на селе в целом.  Возьмем для примера  Весьегонскую  МТС. Двигатель с трактора С-80 с  генератором, установленный в  мастерских, давал  электричество на маслосырзавод, клуб, школу,  медпункт,  дома колхозников.  Культурному росту  населения способствовало появление  сельской интеллигенции в лице работников машинно-тракторной станции. Да и сам технический прогресс был  очевиден.

Между тем  многие колхозы района  окрепли и были  сами в состоянии  приобретать  сельскохозяйственную технику и организовывать  производственный труд (колхозы «Новая жизнь», «Вперед к коммунизму», «Победа», «Россия», имени Чапаева, «Новый строй» и другие).  Способствовало этому  и  укрупнение хозяйств. Поэтому в конце 50-х годов МТС были ликвидированы и вместо  них  созданы районные отделения «Сельхозтехника» с  упором на ремонтно-снабженческие функции. Но это уже  тема другого рассказа.

Автор использовал в данной статье воспоминания Александра Ивановича Преснякова и  Александра Александровича Стрельцова,  а также газету «Весьегонская правда» № 81 от 28 августа  1957г.

Н. Малышев,

краевед

с. Любегощи

 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

370