Меню
12+

«Весьегонская жизнь», общественно-политическая газета Весьегонского муниципального округа Тверской области

21.10.2014 09:54 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 41 от 21.10.2014 г.

Увековечим память

Автор: А. Кондрашов

И. С. Горченков, А.А. Степанов, В.Н. Ковальчук на месте захоронения у ст. Овинищи I

На следующий год, 9 мая, исполнится 70 лет, когда объединенными усилиями многих народов и государств был повержен германский фашизм, разбита его мощная военная машина.

Все дальше в глубь истории уходят те страшные дни и ночи, когда решалась судьба народов мира, когда на карту были поставлены честь и независимость нашей Родины, само существование великой страны. Такое не забывается! Время не властно над вечной и благодарной памятью потомков.
Но с каждым годом все меньше и меньше остается в живых непосредственных участников Великой Отечественной. Дедушками и бабушками давно стали мальчишки и девчонки времен военного лихолетья. И уже не столько из рассказов очевидцев и участников войны, а все больше из фильмов, книг, учебников, исторических трудов знают о Великой Отечественной войне те, кто родился после победы. Вот почему нет задачи более благородной, чем донести до новых поколений правду о минувшей войне, о страшных потерях и разрушениях, о незабываемом горе миллионов матерей, вдов и сирот, о героических подвигах тех, кто отдал жизнь в беспощадной битве с врагом.
Горе войны, ужас войны, печаль войны… Необозримо, неизбывно безбрежное море, море крови и грязи, пота и слез…
Прикрой глаза, читатель, останови привычный бег мыслей своих, сосредоточься и замри сердцем, воссоздавая в памяти картины минувшей войны. От края до края огромной страны, вы-плескиваясь за пределы Русского поля до середины Западной Европы и на самой Дальний Восток, лежат в сырой земле миллионы соотечественников, павших в той свирепой войне. Уже почти 70 лет прокатилось над их могилами — братскими и безымянными, торжественными и неприметными, а то и вовсе исчезнувшими под пластами забвения. Сегодня именно о таком захоронении мы поведем речь.
Обратимся к письму, присланному в редакцию жителем д. Попадино А.А. Степановым.

Военное захоронение
возле станции Овинищи I
«В 1955 году наша семья — пять человек – переехала из Сонково в Овинищи. Новые соседи И.И. Чалухина, Ю.О. Цветкова во время Великой Отечественной войны работали стрелочницами на станции. Другие соседи — В.Ф. Прохорова и М.Ф. Александрова – трудились вызывальщицами в паровозном депо. Они рассказывали, как в войну немецкие самолёты бомбили, обстреливали станцию и проходившие эшелоны. Центральная железная дорога Москва-Ленинград была перерезана противником, и наша окружная дорога Москва-Ленинград через Пестово приняла на себя военные перевозки. Вблизи железнодорожной станции Овинищи, в сторону деревни Сафрониха, около места, где разворачивались паровозы (так называемого «угольника»), располагалось военное кладбище, там хоронили бойцов, умерших от ран, из санитарных поездов, а тяжело раненных отправляли в Кесемскую больницу. На Кесемском кладбище также есть безымянные воинские захоронения. Братская могила умерших в лечебнице солдат находится рядом с могилой моего отца А.С. Степанова.
Но вернемся к захоронению в Овинищах. В 1941-1942г.г. и даже в 1943г. с ленинградского направления шли поезда с эвакуированными жителями блокадного Ленинграда. Смертность в этих эшелонах была очень велика. Трупы складывали в воронку от бомб и засыпали землей. По свидетельству А.М. Логачева, ветерана, участника Великой Отечественной войны, работавшего на станции строймастером, воинское кладбище находится с южной стороны Овинищей, за большой воронкой (по-видимому, от 250-кг бомбы). В этой воронке после войны купались местные ребятишки, позднее она была засыпана. Некоторые жители станции рассказывают, что хоронили здесь погибших от бомбардировок и даже местных. Что на могилах стояли кресты — это и я хорошо помню.
Станция Овинищи I была узловой станцией. Здесь располагались крупнейшие склады. Паровозы снабжались углем, водой, смазкой, песком, разворачивались на паровозном угольнике «головой» в нужном направлении. В Овинищах менялись паровозные бригады (машинист, помощник машиниста, кочегар, кондуктора и другие поездные рабочие). Эшелоны стояли довольно долго. В паровозах чистили топки, выгребали и вытряхивали шлак. Станционные рабочие относили шлак на носилках за пределы железнодорожных путей. В детстве, я помню, мы пекли в тлеющем шлаке картошку. Послевоенной детворы было много. Собирались большими компаниями, играли в футбол "на вылет", в лапту, "в войну", но на этом бывшем кладбище никогда не бегали, боялись, стеснялись, вернее сказать. Мы уважали память о старших, погибших в лютые годы Великой Отечественной войны.
После окончания десятилетки я устроился на работу помощником машиниста паровоза в локомотивное депо Сонково. Работал на разных направлениях и видел, что везде по железной дороге стояли ухоженные военные братские могилы, только в Овинищах ничего нет. В дальнейшем трудился на участке Сонково-Весьегонск и на железнодорожной станции Весьегонск. В Овинищах был оставлен один, закрепленный за нами паровоз. Старые машинисты, с которыми начал трудовую деятельность,- все участники Великой Отечественной войны, много рассказывали о войне и об обширном воинском кладбище возле железнодорожной станции Овинищи I.
В частности, Н.В. Яковлев, пенсионер, вспоминал: «Мой отец в войну работал машинистом на паровозе. Он рассказывал, что трупы хоронили на Овинищенском кладбище, но много покойников закапывали прямо за первой канавой, вдоль станции. Некогда и некому было устраивать похороны, надо было думать о живых, да и о том, как самому выжить в этом аду».
То, что еще каких-то 50 лет назад казалось очевидным, незыблемым, неоспоримо-значимым, не требующим доказательств, теперь вдруг оказывается неизвестным! Какой-то парадокс времени...»

Вместо послесловия
Да, действительно так. Кладбища на учете нет. В свое время не позаботились об этом ни органы власти, ни общественность. Никто не занялся установлением имен погибших и увековечением их памяти. И сегодня Общественный Совет района, редакция газеты «Весьегонская жизнь» с помощью таких неравнодушных людей, как А.А. Степанов, библиотекарь Овинищенской библиотеки В.Н. Ковальчук, уверен, и других граждан и организаций, займутся восстановлением из небытия тех безвестных, что приняли смерть на станции Овинищи I.
Не счесть, не оплакать, не объять скорбной памятью… Но великая и светлая тайна есть сердце человека, если бьется оно в лад с сердцем народа. Вспомним всех погибших, поклонимся всем, чья жизнь оборвалась по злой воле войны, прольем чистую слезу печали над прахом тех, кто сражался с врагом и добыл Победу.

А. Кондрашов

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

703